5 современных групп России, которые заслуживают вашего внимания

#Россия
21 мая 2018. 14:38

За последнее время в России появилось множество новых музыкальных проектов, претендующих на статус перспективных исполнителей. Однако большинство из них по-прежнему остается явлением преимущественно локального характера, обладающим достаточно скромной аудиторией.

Тем не менее, некоторым коллективам все же удается заявить о себе и выйти на общероссийский уровень. Количество таких «фрешменов» неуклонно растет, а разобраться в этом обилии трендов и веяний, учитывая весьма разношерстный состав «новой русской волны», становится все сложнее. О том, как не потеряться в трендах современной российской музыки, и кого действительно стоит послушать — читайте ниже.

«АИГЕЛ»: «Надо драма, надо баса»

Дуэт «АИГЕЛ» возник как тандем двух совершенно разных, но вместе с тем необычайно талантливых творческих личностей: поэтессы Айгель Гайсиной, «подарившей» проекту звучное имя, и музыканта Ильи Барамии, участника множества групп, включая небезызвестные «Елочные игрушки» и «СБПЧ».

Примечательно, что в течение долгого времени участники проекта общались дистанционно, обмениваясь идеями и наработками в социальных сетях, а их личная встреча произошла на первом концерте. Это, впрочем, не помешало коллективу выработать хорошо узнаваемый, фирменный стиль, который в скором времени принес ему славу и статус одного из самых неоднозначных музыкальных проектов современной отечественной сцены.

Айгель Гайсина и Илья Барамия

В общих чертах стиль группы можно охарактеризовать как экспериментальный хип-хоп, приправленный электронным звучанием и весьма специфичной лирикой, отчего подобное определение выглядит крайне условно. Тяжелый, мрачный бит, в котором прослеживается хорошо узнаваемый стиль Ильи Барамии, гармонично сочетается с вокалом или, если быть точным, речитативом Айгель.

Она методично чеканит текст, экспериментируя с интонациями и ритмом, так что стремительные композиции в репертуаре группы чередуются с более мелодичными, «тягучими» треками.

Клип «АИГЕЛ» — «Татарин»

Не менее интересен концептуальный аспект творчества «АИГЕЛ». Так, дебютный альбом коллектива «1190» во многом стал отражением личных переживаний Айгель, связанных с судебным процессом над ее гражданским мужем. 1190 — количество дней, проведенных им в заключении. Отсюда «тюремная» лирика и провокационный характер большинства треков.

Между тем, с выходом нового альбома «Музыка» стиль «АИГЕЛ» хоть и не стал менее вызывающим, но приобрел более мягкое, почти «танцевальное» звучание. Поэтому данный релиз слушается на одном дыхании. Несомненно, он стоит того, чтобы с ним ознакомиться.

«Буерак»: Песни малых городов

«Буерак» — относительно молодой коллектив, сумевший занять достойную нишу на отечественной сцене и завоевать множество поклонников по всей стране. История группы ведет свой отсчет с 2014 года, когда ее нынешние участники, Саша Макеев и Артем Черепанов, подобно их лирическому герою, перебрались из Усть-Чилима, вымышленного города, в котором разворачиваются события ранних песен дуэта, в Новосибирск.

Здесь они начали играть романтический пост-панк с ироничными, а порой и вовсе абсурдными текстами. Стиль группы принято отождествлять с «сибирским андеграундом», «молодой гитарной волной», среди представителей которой, по мнению журнала «Афиша», «Буерак» занимает особое место. Впрочем, сами участники коллектива всячески открещиваются от подобных клише, отмечая влияние таких исполнителей, как «The Smiths», «Bauhaus», а также легенды отечественной рок-музыки Виктора Цоя.

Музыка «Буерака» — это незамысловатый, но атмосферный пост-панк, воспевающий эстетику 80-х гг. Показывающий ее такой, какой бы увидел ее простой сибирский парень, суровый работяга из глубинки, сквозь те самые спортивные очки, которым посвящен один из главных хитов группы.

Творчество коллектива — это бунт против серой обыденности городских окраин. Ведь что такое Усть-Чилимск, если не аллегория на среднестатистический «уездный» город. Причем бунт — по-своему интеллигентный и вполне осмысленный.

Кстати, о своих поклонниках участники дуэта говорят, что это, в первую очередь, хипстеры, «подвальные модники в черном». Так что если вы относите себя к одной из вышеперечисленных категорий, то творчество группы «Буерак» определенно придется вам по вкусу.

«Громыка»: «Так и получилось»

Петрозаводский квинтет «Громыка» — явление настолько уникальное, что любые попытки вместить его в традиционные жанровые и вообще музыкальные рамки обречены на провал. Следуя своему негласному кредо, пытаясь как можно дальше уйти от понятия «рок-музыки», группа очень преуспела. На сегодняшний день коллектив является одним из наиболее колоритных представителей современной отечественной сцены.

Неподдельные любопытство и удивление вызывает буквально все, что с ним связано, начиная с весьма экзотичного набора инструментов, среди которых раритетный британский синтезатор Stylophone 350S, и заканчивая внешним видом самих музыкантов. Строгие серые костюмы, подведенные брови а-ля «Брежнев», каракулевая шапка и бархатное кашне — вот обычный образ лидера группы.

Участники квинтета будто являются олицетворением героев советской партийной кинохроники. Необычный стиль дополняет портрет министра иностранных дел СССР А.А. Громыко, неизменно присутствующий на каждом живом выступлении коллектива.

Музыка же «Громыки», напротив, отсылает слушателя к эпохе «кислотных» 60-х гг. — периоду расцвета на Западе психоделической музыки. Тексты большинства песен коллектива абсурдны, а подчас и вовсе лишены какого-либо смысла, что в совокупности с обилием всевозможных социалистических клише и советизмов создает комический эффект.

Интересно представить, какое влияние могло бы оказать творчество такой группы, как «Громыка» около полувека назад — в самый разгар «холодной войны». Впрочем, гадать бессмысленно — история не терпит сослагательного наклонения, а эпатажный петрозаводский квинтет и сегодня пользуется немалой популярностью и по праву считается одним из наиболее необычных современных российских музыкальных коллективов.

«МЫ»: Еще ближе

Российско-израильский электронный дуэт «МЫ» «выстрелил» осенью прошлого года, когда клип на свежую композицию «Возможно» всего за несколько месяцев собрал на YouTube более миллиона просмотров. Творчество группы было тепло встречено музыкальными критиками, а издание «The Village» и вовсе окрестило ее настоящей инди-сенсацией 2017 года. Достаточно быстро коллектив обзавелся многочисленными поклонниками, которые оценили утонченный и по-своему уникальный стиль группы.

Музыка «МЫ» — это чувственный, временами меланхоличный инди-поп, больше напоминающий диалог двух влюбленных. Каждая песня коллектива — это разговор по душам, трогательный в своей простоте, почти что интимный.

Благодаря этому «МЫ» хочется слушать наедине, либо в компании с любимым человеком. Слишком много тайн и секретов хранит эта музыка, чтобы делиться ею с кем-то еще. Остается лишь наслаждаться неторопливыми, нежными ритмами и чарующим голосом Евы Краузе.

Совсем недавно, после непродолжительной творческой паузы, коллектив выпустил новый полноформатный альбом «Ближе». И хотя прежних задумчиво-тоскливых нот в нем стало заметно меньше, и в большинстве треков звучит вокал второго участника группы Даниила Шайхинурова, данный релиз, несомненно, заслуживает внимания. Всем влюбленным, мечтателям, а также поклонникам творчества «Oh Wonder» — обязательно к прослушиванию.

«Пасош»: «Мы родились стариками, и мы ждем свою молодость»

«Пáсош» (серб. «паспорт») довольно часто сравнивают с их коллегами по цеху — группой «Буерак», и на то есть свои основания. Будучи видными представителями «новой русской волны», оба коллектива имеют схожую аудиторию. Да, в их творчестве, при должном подходе, обнаруживается большое количество близких черт. И тем не менее, музыка «Пасош» заметно отличается от «сибирского пост-панка», как в инструментальном, так и в содержательном отношении.

Созданию группы предшествовала «сольная» карьера ее основателя Петара Мартича, серба по происхождению, который в девятилетнем возрасте перебрался с семьей в Россию. Его раннее творчество включает скандально известный проект «прыгай киска».

В течение длительного времени музыкант экспериментировал с электронным звучанием, однако, вдохновившись влиянием гранжа и панк-рока новой волны, Петар решил основать новый коллектив, который впоследствии и получил название «Пасош».

Творчество группы вобрало в себя лучшие черты гаражного рока, приобретя уникальный, хорошо узнаваемый стиль, разительно отличающий его от ностальгически-приторного звучания «Буерака». В отличие от своих сибирских коллег, участники «Пасош» придерживаются более прямолинейного подхода к музыке, а тексты их песен пестрят колкостями и едким сарказмом.

В сущности, творчество коллектива — это ода безудержной юности и нонконформизму, однако в иной, «урбанизированной» оболочке. А еще это отличный выбор для вечеринки, который не оставит равнодушным ни одного бунтаря.

Относиться к подобным проектам можно по-разному. Одни считают их чересчур напыщенными, переоцененными, а их творчество — низкопробным и бессодержательным. Другие видят в таких коллективах «группы-однодневки», годные лишь для того, чтобы, как следует «хайпанув», исчезнуть так же неожиданно, как стремительно было их восхождение.

Что ж, время покажет. Ну а пока есть те, кто жаждет нового и не боится экспериментов — те, кто их обсуждает и с нетерпением ждет новых релизов. Творчество таких исполнителей, хочется верить, найдет своего слушателя.

ИЛЬЯ САВИН

комментарии