Эволюция страха: почему мы любим фильмы ужасов и как через историю жанра понять, чего мы по-настоящему боимся?

Почему смотреть хорроры иногда полезно, и могут ли они быть для нас чем-то большим, чем просто триггером адреналина? По словам психологов, именно этот жанр кинематографа отражает «тёмную сторону» нашей действительности, проблемы и страхи общества. Предлагаем узнать, как работают фильмы ужасов, кому они нравятся, а также проследить краткую эволюцию «волн» хорроров и попытаться понять, с какими фобиями и настроениями они связаны.

Как работает хоррор?

Желание человека переживать чувство тревоги и страха имеет вполне понятные причины. По мнению Андрея Курпатова, психотерапевта и основателя Высшей школы методологии, та беспомощность и тоска безвыходной ситуации, в которую мы зрительно попадаем в кинозале, — это хитрый психологический допинг. Он приводит к выбросу в нашу кровь особого адреналинового коктейля, после чего у нас в каком-то смысле «открываются чакры»: мы выходим из обусловленной беспомощности и унылости мира в какое-то другое, приятное и не подлежащее описанию состояние.

Я люблю фильмы ужасов. Доктор, что со мной?

Это поведение психиатры относят к так называемому аутоагрессивному типу, свойственному для людей со склонностью к депрессии, что тоже, как ни странно, является обусловленной беспомощностью. Просмотр ужасов и вырабатываемый при этом адреналин снижают пики внутреннего напряжения — выброс адреналина на время «поднимает тонус». Но вскоре эффект проходит, тревога снова накапливается, и потому у многих любителей фильмов ужасов складывается своего рода зависимость, которую им надо периодически удовлетворять.

Любители жанра хоррор — это чаще всего те, кто требует от жизни больше эмоций, чем та даёт. Для них просмотр фильма ужасов — поиск острых ощущений и эмоций, и он, вероятно, компенсирует недостаток возбуждения в обычных условиях.

К истории жанра и эволюции страхов: кого мы боимся

Самые первые фильмы ужасов появились как «продолжение» готического романа и театра. Как и в популярных в XIX веке книгах, страшное в них пряталось в прекрасном, режиссеры демонстрировали оборотную сторону романтизма и любви.

В самой сжатой форме можно насчитать несколько «волн» интереса к жанру фильмов ужасов со стороны больших режиссеров и, соответственно, популярности хорроров. Пусть косвенно, но по этим всплескам можно также судить и о том, что пугало общество последние сто лет.

Германский хоррор как реакция и избавление

Послевоенный немецкий фильм ужасов начала прошлого века — своего рода реакция, побег от беспомощности вполне реальной, а для граждан той Германии — общегосударственной, к иллюзорной и преодолимой беспомощности кинозрителя.

Пассивное чувство опасности, напряжение и собственное бессилие — тогда эти эмоции для очень многих вошли в повседневную жизнь. Хоррор, в котором всё это доходило до грани, оказался способным подавить эти чувства.

Отсюда — «Кабинет доктора Калигари»(1920), «Фауст»(1926) и «Носферату»(1922).

Кадры из фильма «Кабинет доктора Калигари»(1920)

Американский монстр 30-х и страх пустых карманов

В США же появление классических монстров Universal в 1930-х — это вовсе не ответ на страхи общества, а коммерческий поиск способов привлечения аудитории, удивительным образом сработавший и заложивший основы «фильмов про монстров». Особенность американского хоррора этих лет — ужас в таких фильмах приходит откуда-то извне, и зло здесь всегда персонифицировано. Зритель знает, кого и за что бояться.

Отсюда — «Дракула»(1931), «Франкенштейн»(1931), «Мумия»(1933), «Человек-невидимка«(1933).

Кадры из фильма «Франкенштейн»(1931)

Эпоха Хичкока: чудовища внутри и среди нас

40-е переместили «монстра» из абстрактных далей в узкий мир близких герою людей. Зло теперь может скрываться не только в чудовище из морских глубин, но и в родственнике, знакомом, любимом. И даже внутри самого героя — приходит эпоха психоанализа и поп-фрейдизма.

Отсюда — ранние фильмы Хичкока.

Сила атома и слабость человека как два лица страхов 1950-х

В 1950-х Америку охватывает два главных страха. Первый — страх атомной войны, отсюда много фильмов о пришельцах, нападающих на Землю и прочих апокалиптических сюжетов. Второй — ужас дегуманизации, то есть утраты человеком человеческого, превращения его в монстра, зомби или робота.

Отсюда — «Вторжение похитителей тел», «Нечто из другого мира», «Тарантул», оригинальная «Муха».

Кадры из фильма «Вторжение похитителей тел» (1956)

Поэтический хоррор Европы в 1960-е

Французское и итальянское кино 1950-1960-х — это ряд экспериментов кинематографа, помноженных на предпосылки скорой сексуальной революции. Попутно большая часть шедевров того времени — это попытка представить страшное не отклонением от нормы и отнюдь не маргинальной частью жизни, а недоступной для масс тайной.

Отсюда — «Призрак»(1963), «Демон»(1961), «Три лица страха«(1968)

 

Мой сосед Франкенштейн

1970-е годы формировали увлечение публики оккультизмом и магией, хоррор смягчился, что привело к возвращению и новой волне популярности старых знакомых франкенштейнов, дракул и мумий.

В конце 70-х и 80-х атомизация общества привела к тому, что американцы стали бояться даже собственных соседей, которых порой не знали и по имени. Появился ужас перед отдельно стоящими домами, в которых притаился маньяк, стало страшно выходить на улицу. Незнакомцы в масках с жуткими орудиями убийств — фобия обывателя того времени, отсюда возникают такие фильмы, как «Пятница, 13», «Хэллоуин», и «Техасская резня бензопилой».

Кадры из фильма «Техасская резня бензопилой» (1974) 

Ужас «Чёрного зеркала»

Сегодня мы переживаем бум техно-хоррора, то есть ужаса перед тем, что могут принести в обыденную жизнь гаджеты, социальные сети, компьютеры — «Убрать из друзей», «Паранормальное явление», даже «Ведьма из Блэр» — ужас, заглядывающий в наши глаза через камеру или монитор.

Во многом символом сегодняшнего техно-хоррора, пусть не в рамках жанра, но по сути и специфике сюжета, является британский сериал «Чёрное зеркало». Фильмов и сериалов о виртуальном мире и информационных технологиях за последние 20 лет снято немало, однако «Черное Зеркало» стало, пожалуй, едва ли не самой востребованной и популярной художественной реализацией темы взаимоотношений человека и технологий.

Будущее, изображенное в сериале, никак нельзя назвать оптимистичным. Оно пугает. Тихий ужас понимания опасностей нашего завтра, где страхи столетней истории жанра актуальны все разом и соседствуют с ещё большим — фобией перед умнеющей машиной в эпоху глупеющих людей — вот гримаса современного техно-хоррора.

АРТЁМ ЭСАУЛОВ

Комментарии (0)
Добавить комментарии