Отчёт о явке – какими способами поддерживается ажиотаж вокруг выборов

В преддверии выборов рекламу можно увидеть повсюду — в телевизоре, на билбордах, в интернете и соцсетях. Исключением не стал «Инстаграм», где рекламой занимаются блогеры, звёзды эстрады и другие известные личности, устраивающие сомнительные розыгрыши и всеми способами пытающиеся привлечь народ голосовать. Более того, основным лейтмотивом всей этой рекламы становится посыл «для тех, кому уже есть 18». Наша область не избежала всеобщей истерии, и у нас проводится свой локальный конкурс, к которому прилагается и концерт Елены Темниковой, и розыгрыш билетов на футбольные матчи.

Избирательное поле чудес

Заходим в поиск по тегу #голосовач52 и находим очень странный конкурс (помните, такие были в нулевых, когда надо было сфотографироваться, например, с символом какой-то компании и отправить снимок по почте?) — приходишь 18 марта, позируешь в специальной рамке, выкладываешь фото в Instagram с нужными хэштегами и получаешь шанс выиграть автомобиль или «яблочные гаджеты». По сути, таким образом создаётся некая отчётность явки — в фотозону человек идёт уже после голосования, а по хэштегам легко подсчитать количество участников конкурса.

 

В «Инстаграме» есть как профиль с этим конкурсом, который здесь называется «челленджем», так и рекламные посты на страницах с большим количеством подписчиков и тематикой городской жизни.

А в новостях же по запросу «голосовач52» мелькают флешмобы с фотографиями девушек в этих самых рамках, пошловатыми лозунгами и подробными описаниями, как в этом конкурсе участвовать.

К слову, большой популярности ни профиль с конкурсом, ни сам флешмоб пока не набрали: публикаций по запросу на данный момент в общей сложности 77, а в подписчиках конкурса всего 21 человек. Возможно, это связано с не очень удачным названием — «Голосовач» вызывает ассоциации только с какими-нибудь шутками на «Одноклассниках».

Такие конкурсы, естественно, проходят не только в нашей области — помимо того же «Голосовача» проходят разные фотоквесты, где нужно сняться на фоне баннера на избирательном участке, как в Татарстане, а в Улан-Удэ вообще для этого созданы специальные фотозоны. В большинстве своём разыгрывают, опять же, iPhone.

Звёзды на участках

Нижегородские блогеры тоже отличились — на страничках с большим количеством подписчиков появились рекламные посты с, казалось бы, далёкими от выборов фотографиями — селфи, снимок города и т.д. Заходишь на страницу, видишь портрет, читаешь описание и вдруг натыкаешься на призыв участвовать в конкурсе.

При этом у написавших о конкурсе блогеров есть право присутствовать на избирательных участках. Этому посвящён целый раздел сайта «Голосовач» под названием «Звёзды на участках», где и вывешены фотографии. Из звёзд у нас, таким образом, есть победители конкурса «Краса России», спортсмены и руководитель студенческого совета НИУ РАНХИГС.

 

Посмотрим ещё раз на рекламные посты самих блогеров. Вот нам советуют прийти голосовать и участвовать в конкурсе, заодно представляя товарищей по участкам.

Очень интересно выглядит пост: «Раньше. Давно. На выборы наши родители ходили всей семьёй…» и описание того, как же здорово голосовать, брать с собой детей (даже если им нет 18?), покупать им пирожки и показывать, как вершится история. А затем приятные воспоминания «чота стухают» и начинается уже знакомый нам призыв пойти голосовать и получить призы.

То же самое происходит в блоге nn_stories — вот пост с главным призом конкурса, вот обычная городская фотография, под которой нам напоминают, что до выборов осталось совсем недолго.

Забавно выглядит публикация, начинающаяся рассказом о посиделках с подругой, а затем неожиданно переходящая на тему выборов и более того, опять на рекламу «Голосовача». Здесь очень хорошо видно, где заканчивается авторский текст и начинается сама реклама, как минимум, по построению предложений.

Вот ещё блог о Нижнем Новгороде — фотографии города и архитектуры, экскурсии по историческим местам. И внезапно пост от 28 февраля — «Помню, как в детстве, когда ходили с мамой на выборы, всегда покупали после голосования вкусные пирожки…» Начали за ностальгию, закончили за явку и конкурс с призами. Кстати, почти во всех рекламных постах фигурируют пирожки. К чему бы?

Взрослая тема

Есть у этой рекламы в «Инстаграме» ещё один очень сомнительный подтекст — практически вся она рассчитана на мужчин. Большинство фото с хэштегом #голосовач — это фотографии красивых девушек, подписи 18+, а если пройти по тегу #идунавыборы — очень быстро натыкаешься на странную рекламу с полуобнажёнными девушками и подписями вроде «Добро пожаловать в мир взрослых!» Недавно уже был скандал со стикерами ВК, а в Instagram эта тема всё ещё продвигается.

Как-то очень странно мешать гражданский долг, раздачу слонов и сексуальный подтекст, не находите? А если уж мешать, то где подобная реклама для девушек с мужчинами-моделями у урны и подписью «Всё, что происходит на избирательном участке, остаётся на избирательном участке»? Как-то даже несправедливо получается.

По итогу мы видим какой-то абсурд в зазывании людей голосовать. Конечно, всегда реклама выборов не отличалась смысловой нагрузкой и была либо слишком пафосной и возвышенной, либо неудачной попыткой спуститься к молодёжи и говорить с ней на одном языке. В этом же году агитация приняла совершенно топорные черты — игра на теме секса, конкурсы, чтобы запустить выборные хэштеги и поднять явку. И это только на примере одной социальной сети!

Смогут ли такие мероприятия поднять явку? Нам кажется, что вряд ли — открытое заискивание перед молодёжью успеха обычно не имеет. А вот оттолкнуть избирателей показной эротикой, балаганным зазыванием и продажей своего мнения — запросто.

АННА ГРЕБЕННИКОВА

Комментарии (0)
Добавить комментарии