Вандализм по-нижегородски: от левкасного мела до граффити

На нашем отремонтированном год назад доме кто-то написал краской призыв к «ночному» образу жизни. Я из Дзержинска, но думаю, что гости и жители Нижнего Новгорода тоже сталкиваются с этой «урбанистической изнанкой», которая довольно часто выглядывает отовсюду: разрисованные заборы, афиши, политические агитации.

В наше время это неотъемлемая часть облика города. Даже проблемой не назовешь, поскольку это явление — выражение чувств и настроений, порой не всегда приятных окружающим, — было во все времена, и методов эффективной борьбы с ним пока не придумали.

История появления феномена в Нижнем Новгороде

На самом деле, всякая «антиобщественность» появляется на стенах Нижнего Новгорода уже около 300 лет. У Дмитрия Николаевича Смирнова в книге «Нижегородская старина» был описан инцидент с появлением «воровских надписей» на стенах и заборах, произошедший в XVIII веке. Интересно, что решали этот вопрос не на местном уровне, а на государственном, при участии царя Петра I.

Дело происходило во времена петровских реформ. Сейчас мы уже можем судить, что это были грандиозные преобразования, а тогда населением это воспринималось как чудачества царя, денежное обеспечение которых тяжким бременем легло на плечи крестьянства, городских обывателей. Ведь петровская инициатива в фактическом «выжимании» денег была неистощима и изобретательна. И, как водится в России, это привело к народным волнениям, известным как восстание под предводительством Кондратия Булавина.

Выступления начались в 1707 году на Дону и за полгода дошли до Волги. Сначала доползли слухи, потом на дорогах и в деревнях стали появляться люди Булавина, которые распространяли «прелестные грамоты» — как бы мы сейчас сказали, «листовки» с призывом посадским, торговым и всяким черным людям «побить бояр, прибыльщиков и немцев…».

В мае 1708 года в Нижнем Новгороде случилось из ряда вон выходящее событие: на Дмитриевской башне, на кремлевских стенах, на заборах домов Приказа Монастырских дел и стрелецкого головы левскасным мелом (прим. ред. — смесь мела с клеем, которая использовалась для иконописи) большими буквами было написано: «Быть бунту, что и в Астрахани».

Местного воеводу чуть кондратий не хватил. Но он не решился взять на себя решение этого вопроса и не нашел ничего лучше, как поставить у каждой надписи по паре стрельцов и написать донесение царю. И, наверное, удивился, увидев в ответном письме следующие слова: «Никита Кутузов, человек ты недалекого ума, допустил в сем деле немалую оплошку». Полмесяца жители беспрепятственно читали призывы к бунту, пусть даже большая часть населения была безграмотной.

Эта оплошность стоила Никите Кутузову места, и в Нижний Новгород прислали нового воеводу с наказом: «Будучи в Нижнем, во всяких государственных делах поступать с осторожностью. О меловых надписях проведывать тайно, с радением и, буде они не стерты, велеть стереть и караул свесть, а что по проведыванию сего явится, о том писать…».

Кстати, в этой истории есть еще один интересный момент. Мятежникам не хватало сил, чтобы вступить в Нижний Новгород, и они двинулись на Балахну. Местный воевода Деулин так боялся прихода Кондратия Булавина, что за день до вступления «булавинцев» в город, его разбил апоплексический удар (инсульт), и он умер. Есть мнение, что именно с тех пор пошла по Руси поговорка о человеке, внезапно пораженном апоплексическим ударом: «Кондрашка/Кондратий хватил!».

Вандализм против стрит-арта

Чего только не встретишь на улицах города: от маленьких пакостей — расклеивания объявлений на только-только отремонтированных фасадах — до серьёзных нарушений — порчи памятников архитектуры и истории.

Антонимом вандализму служит стрит-арт. Эти два направления постоянно борются за главную роль на стенах. Красивые, яркие работы отвлекают внимание от мрачных рисунков и надписей, за что нередко терпят «побои» от авторов антиобщественного «творчества».

Отличным примером являются работы Ивана Серого: миниатюры «Позвони маме» и «Комната Звездочета», появившиеся вместо выпавших кирпичей в доме № 19 на улице Ильинской и в колонне забора на улице Семашко. Работы были выполнены настолько искусно, что в них даже можно было включать и выключать свет! Арт-объекты недолго радовали прохожих. Через пару месяцев после появления обе миниатюры были украдены.

«Позвони маме» (фото travelblognn.ru)

 

«Комната Звездочета»

К счастью, авторы похищенных работ не перестали создавать чудесные комнатки. Новая фигурка появилась в веломастерской Игоря Бабина на ул. Генкиной, 26.

Что делать?

С проявлением народной воли в виде надписей и рисунков на общественных объектах и территориях знаком каждый. И, как показывает история, явление это не только массовое, но и довольно древнее. Вот почему кажется очевидным, что вандализм был, есть и будет.

А поскольку вандализмом справедливо считать любые незаконно созданные граффити, зачастую портящие облик города, необходимо бороться с ними. И делать это нужно с умом, учитывая его тесную связь с уличным искусством. Во-первых, стоит ввести критерии, по которым «антиобщественность» будет отделена от стрит-арта. А во-вторых, ввести жёсткие меры за порчу фасадов домов и объектов общественного пользования.

МАРИЯ ЕГОРЫЧЕВА

Комментарии (0)
Добавить комментарии