Нижний будущего: бетонные муравейники или концептуальная архитектура?
Благодаря самоизоляции стало очевидно, что типовые многоэтажки непригодны для круглосуточного нахождения в них. До карантина повседневная жизнь включала работу и другие заботы, но теперь жизненно важно оставаться дома. Студенты факультета архитектуры и дизайна ННГАСУ поделились мнением о современном проектировании жилого здания и предложили на рассмотрение 5 свежих проектов.
По вкусу и по карману каждому
Под проектирование мне выделили участок в поселке Ольгино в Нижегородской области. Особый интерес и небольшие трудности вызвал овраг, который находится на этой территории. Пришлось столкнуться с резким перепадом высот (около 30-40 м от дна оврага до трассы). Именно этим обусловлено расположение секций таким образом, что одна смещается относительно другой на 3 м. Получилась ступенчатая конструкция.

Екатерина Сёмина
Архитектор, 3 курс


В моём проекте обозначены 2 типовых этажа: четный и нечетный. Это позволит каждому найти здесь квартиру по вкусу и по карману. На нечетном этаже квартиры больше (за счет выносов), соответственно, они дороже. На четных — квартиры компактнее, соответственно, недорогие. Благодаря выступам нечетных квартир, у четных появляются балконы. Я предлагаю множество вариаций планировки квартир. Таким образом, их покупаемость возрастет в 2 раза.
Обычно подъезды в домах выглядят мрачно. Мне захотелось исправить это с помощью панорамных окон. Это обеспечит эффективное светопропускание в квартиры и подъезды и сэкономит электроэнергию. Самое сложное в проектировании жилых домов и их окружения — создание комфортных районов преимущественно жилой застройки. Нельзя забывать о создании на территории сомасштабных человеку пространств.
Я думаю, что в условиях карантина востребованы дома с хорошо развитой внутренней инфраструктурой. До его начала самыми востребованными были места вроде коворкингов. Их очень мало в нашем городе, но тем не менее люди, в особенности молодежь, в них очень нуждаются.

Что касается архитектуры будущего, она будет минималистичной снаружи, но функциональной внутри. Что-то в духе «быть, а не казаться».
Рассмотреть все мельчайшие подробности проекта можно здесь
Маяк посреди архитектурного океана
В качестве основной концепции была принята идея объединения панельного пятиэтажного дома и деревянного частного как двух архетипов. Главная идея проекта отражена не только в архитектуре, но и в среде. Деревянные конструкции представляют собой некоторое подобие балконов. Они создают условия для взаимодействия соседей.

Юлия Лысова
Дизайнер архитектурной среды, 4 курс




Похожие формы есть и в самом дворе — беседки, детская игровая площадка и даже голубятня. Во всем прослеживается идея примирения частного жилого дома и многоквартирного, деревенской идиллии и городских потребностей.

Первоисточником вдохновения для меня стал жизненный опыт, в некотором смысле коллективный, — восприятие жилища как символа.
Идея для второго многоэтажного жилого дома родилась почти сразу, интуитивно. Думаю, это мой единственный проект, в котором основная мысль сохранилась почти нетронутой от первых набросков до финальной подачи.

Я пришла к выводу, что одиноко стоящая доминанта в архитектурной среде — ничто иное как маяк. Он выполняет роль ориентира, светится в темноте, располагается на границе сред (частного — квартиры и общего — двора, а в случае с участком, на котором проектировала я, еще и на границе природного — парка и рукотворного — микрорайона). Часто индивидуальные черты придают высотным домам при помощи цвета — ровно так же, как и маякам.

Я стала развивать эту тему, отследила типологию маяков, нашла аналоги в архитектуре и попробовала это совместить.

Дом состоит из двух типовых секций, которые были только слегка переработаны для усиления образа, плюс добавлены промежуточные общественные этажи для торговли и коворкинга.
Предпроектный анализ включает в себя не только поиск архитектурных аналогов, но и аналогов изобразительных. Так, для меня стали открытием работы Джорджо де Кирико, Ансельма Кифера, Зигмара Польке, Нео Рауха и, конечно, Альдо Росси.

Все эти авторы так или иначе рассматривали интересную мне тему.

Важно, что в ходе работы я наткнулась на творчество литовских художников, которые записывали звуки моря с маяков и составляли музыкальные композиции. Лучший саундтрек к работе над таким проектом и придумать нельзя!

Стоит упомянуть, что вкупе с домом проектировалась и среда вокруг — это некоторая интерпретация морской темы, а «луч маяка» становится физическим элементом пространства, связывающим двор и дом.
Самое сложное в проектировании жилого дома — умение совместить практичность и концептуальность. Они непросто уживаются вместе.

К сожалению, большинство застройщиков заинтересованы в многоэтажном, высотном строительстве. Минимум «полезных» квадратных метров, максимум квартир и минимум площади застройки. Условия жизни в таких домах чаще всего не гуманны. Потребитель сначала ищет низкую стоимость, а потом уже обращает внимание на качество. Таким образом, рынок жилья формируют многоэтажная застройка, хотя потребность человека в пространстве, свете, воздухе, коммуникации, сомасштабности среды отражает именно застройка средней этажности — 3-5 этажей.

В оптимистичном сценарии, в будущем сфера архитектуры расширится и станет частью IT. На смену современным материалам придут инновации, которые мы не можем вообразить. Возможно, стены заменят потоки излучения, а само пространство будет трансформироваться под ежеминутные нужды пользователя, как живой организм.
Рассмотреть все мельчайшие подробности проекта можно здесь и здесь
Две стороны дома
Изначально, главной концепцией был образ опрокинутой коробки, из которой высыпались игрушки или кубики. Это отсылка к тому, что каждый житель уникален, имеет свою историю и образ жизни. Все жители дома такие разные, как игрушки в коробке ребенка.

Второй образ основан на понимании гармонии. Смешение статики и динамики, разрушения и спокойствия. Одна сторона дома серая. Другая — яркая. Когда подходишь к этому дому со «спокойной» стороны — возможно, ты не обратишь на него внимания. Но обойдя его и увидев светлую «разбитую» сторону — будешь удивлен диссонансом структур. Хотелось обратить внимание на то, что у всего есть разные стороны и стоит обойти вокруг, чтобы увидеть картину в целом.

Третий образ призван подчеркнуть эту мысль: маленькая деталь на «спокойной» серой стороне. Это треугольные пилоны на спокойном фасаде дома. Одна сторона пилона — такая же серая, как основной цвет фасада, но другая — ярко-желтая. Создается впечатление как на карточках «переливашках», меняющих картинку под разным углом.

Алена Колесова
Дизайнер архитектурной среды, 4 курс




В целом идея коробки с игрушками пришла сама собой, когда я решила, какой образ хочу видеть — гармония порядка и разрушения.

Удивительно, но жилой дом (именно повышенной этажности) был самым легким проектом. У этих домов понятная структура, ты знаешь, что от тебя требуется, и как это должно работать. Более того, многие жили/живут или были в таких домах и знают, как он устроен.

К сожалению, все эти дома типичны и имеют одинаковую структуру и планировку. Ты ничего с этим не можешь поделать — такова «природа» многоэтажки.

Ее не впишешь в среду так же просто, как дома малой и средней этажности. Это доминанта, которая берет всё внимание на себя. Куда бы ты ни посмотрел, не сможешь ее не заметить. Самая сложная задача — обыграть эту скучную и всем уже надоевшую картину. И сделать это грамотно — так, чтобы не навредить архитектуре, среде или человеку.
Надо сказать, что мы разрабатываем еще и внутреннюю планировку жилого дома. Это первое, с чем мы сталкиваемся. Несмотря на то, что планировки шаблонны, мы придумываем все с нуля, с учетом будущей задумки (куда будут вынесены балконы, как они будут выглядеть, расположение лифтов, лестниц, вынос мусора и т.д.). Потому что архитектура и внутренняя структура здания неразрывно связаны.

Единственное, с чем мы не работаем в этих проектах, — это инженерия (канализация, водоотведение, нагрузки). Но мы этим занимаемся и разбираем параллельно на занятиях на основе других зданий.

Я думаю, жилая застройка всегда была, есть и будет самой востребованной. И в основном, это многоэтажные жилые дома или апартаменты. Это выгодные объекты с точки зрения прибыли и пользы. Но из-за большой востребованности типичных многоэтажек архитектура теряет свои уникальность и качество.

Я надеюсь, что в будущем она обязательно будет экологичной и легкой. Наверное, нас ждут уникальные технологии и материалы, которые не будут вредить окружающей среде. Архитектура будет существовать в гармонии с природой, но в то же время будет полезной для человека.
Рассмотреть все мельчайшие подробности проекта можно здесь
По стопам Антонио Гауди
Вдохновение для проектирования жилого дома я черпала из архитектуры Антонио Гауди, который обожествлял природу. Он был одним из тех, кто осмелился привнести очертания природы в архитектуру. То же самое попыталась сделать я. Образный аналог — коралловый риф. Непрерывность, текучесть очертаний достигается сбивкой балконов плавной формы. Это создает ритмическую композицию на всех фасадах здания и позволяет достичь нужного впечатления.

Маргарита Краева
Дизайнер архитектурной среды, 4 курс




Архитектурный аналог — дом Мила Антонио Гауди в Барселоне.
Мне кажется, подобные формы благоприятно влияют на людей. Жителю города приятнее будет наблюдать плавные линии в архитектуре города, нежели агрессивные углы.
В проектировании жилого дома я не могу выделить отдельную категорию. Весь процесс трудоемкий, и все этапы проектирования важны. По моему мнению, самая сложная задача — достижение технико-экономических показателей на имеющемся участке. То есть, планировка квартир, которая должна обеспечивать максимальный комфорт с учетом современных норм и требований. Дальше по нарастающей: выбор отделки материалов, высотная характеристика и так далее.

Самыми востребованные в XXI веке архитектурные объекты — универсальные здания, насчитывающие наибольшее количество функций, объекты культурного наследия и общественные пространства (парки, музеи, кластеры). Потому что они создают образ города, его «лицо». Для меня одним из таких примеров является парк «Зарядье» в Москве, где человек чувствует себя комфортно на уединении с природой. Это как раз один из объектов, который внес реновацию в понятие «парк». Дышащий зеленью и жизнью остров посреди каменных джунглей.

Кроме того, востребованы уникальные проекты. Такие, как дома архитекторов — дома, которые архитекторы проектируют для своих семей. Собственный дом архитектора — это его автопортрет, ведь в этом здании воплощаются мысли и чувства автора, его мечты и самые смелые идеи. Например, Дом Мельникова.
Город будущего — город удобный и технически совершенный. «Умный» город для людей, который будет решать проблемы перенаселения, загрязнения и лишней застройки. Город, где жители смогут свободно перемещаться из одного места в другое; где все наши маршруты, а также окружающая среда, будут оптимизированы под нас. Существует множество концепций развития архитектуры. Некоторые считают, что придет время подземных городов. Другие полагают, что города будут не только расширяться по площади, но и расти ввысь. Но это не лучший путь развития, потому что зона комфорта не будет выходить за пределы квартиры. Идей много, будем надеяться, что на них обратят внимание.
На данный момент самой футуристической постройкой мне кажется Инновационный центр «Сколково». Один из самых удивительных объектов для меня. Особенно для России. Это целая инфраструктура, где есть все условия для развития и поддержки научной, деловой, инновационной деятельности. Это место создавалось с целью предотвратить «утечку мозгов» из России.

Рассмотреть все мельчайшие подробности проекта можно здесь
Отношение к жилому дому в Нижнем Новгороде и в России в целом должно поменяться. Типовые микрорайоны заполняют пространство нашего города. Лишь изредка можно увидеть достойное оформление. Но и оно чаще всего встречается в местах скопления прибыли. Повышая свой вкус, мы расширяем архитектурные возможности и требования.
Юлия Бимендина
Редактор: Ирина Самотохина
Этот материал создан совместными усилиями
Медиапроект "ИЛИ"
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ)