«Доброфест» из закулисья: фестиваль глазами журналиста «ИЛИ»

#Экран
22 июля 2019. 17:48

«Вчера ты просто студент журфака, а сегодня — здороваешься со своими кумирами», — репортаж от первого лица с «Доброфеста», одного из самых масштабных музыкальных событий этого лета.

4 дня и 3 ночи

С 11 по 14 июля в Ярославской области проходил «Доброфест» — один из главных российских фестивалей музыки. В 2019 году «Доброфест» стал юбилейным, ему исполнилось 10 лет. Фестиваль дал возможность не только насладиться музыкой, но и попробовать себя в роли аккредитованного журналиста. Организаторы на все 4 дня составили расписание пресс-брифингов с группами, на которых была возможность задать вопросы музыкантам, сделать фотографии для дальнейших материалов.

День 1. Четверг. Знакомство с фестивалем

Всё началось утром 11 июля. Фестиваль проходил на заброшенном аэродроме Левцово, в 17 км от города. Добраться туда можно 2 способами: такси или специальный автобус «Доброфеста», который курсировал по маршруту каждые 30 минут. Ярославль оказался обычным российским провинциальным городом, в котором кроме исторических памятников посмотреть особо нечего. Окраины города вообще сложно отличить от окраин какого-нибудь Дзержинска. Вход на фестиваль открывался в 10 утра, поэтому было решено в городе не задерживаться, а ехать сразу на место.

Первая магия фестиваля — это люди, которые на него съезжаются. Новые знакомства — это всегда интересно, а для меня, как для журналиста — это даже необходимость. На автобусной остановке завязался разговор с приятным человеком, который распознал в нас «фестивальных личностей» и предложил совместно добраться на такси. Спустя полчаса в палатке «Аккредитация» мы уже вместе получали бэйджики и браслеты: я — в качестве журналиста, а новый знакомый — проходил аккредитацию как музыкант (как позже выяснилось московской группы-участницы «Get Randy!»). Так фестиваль официально ещё не начался, а уже сопровождался дружелюбной атмосферой полной общения с интересными людьми.

Для того чтобы попасть на фестиваль как аккредитованный специалист, необходимо было заранее заполнить специальную форму на сайте «Доброфеста». Указать вид издания, ссылку на опубликованный ранее анонс и личную информацию о себе. Можно пройти аккредитацию либо как фотограф, либо как пресса, если ты журналист печатного, интернет издания или тв. По личным наблюдениям фотографов зарегистрировалось больше всего, а людей с бэйджами «Пресса» (такой получила я) было практически не видно. Возможно, это связано с форматом события, отрасль музыкального журнализма в России не так популярна.

После установки палатки, которая позже полюбилась и стала домом на эти 4 дня, я решила найти пресс-центр, чтобы заранее познакомиться с ним поближе. Территория фестиваля была огромна: кроме двух открытых сцен и одной закрытой в павильоне «Garage Band», можно было заблудиться среди десятков фудкортов, палаток с мерчем и флагами, настоящих тату-студий и товаров hand-made. В моих ожиданиях пресс-центр — это палатка, затерявшаяся среди таких же палаток вокруг. Однако, к удивлению и восторгу, мне подсказали, что идти надо за Зеленую сцену (главная и самая большая сцена «Доброфеста»). Там же находились и палатки звезд фестиваля. Следовательно, при обоюдном желании, ты можешь свободно пообщаться со своим кумиром, обсудить какие-либо темы или просто пожать ему руку. В этот момент я поняла, насколько здорово иметь возможность быть частью команды аккредитованных специалистов.

Но, разумеется, присутствие на фестивале в качестве журналиста не подразумевает одни развлечения. Пресс-центр представлял собой оборудованное место для проведения пресс-брифингов, на которых журналисты в назначенное время могли свободно задавать музыкантам вопросы и делать снимки. Там же можно было поработать за ноутбуком, подзарядить смартфон и необходимую аппаратуру (что было большим спасением в поле).

Первый день фестиваля называют Zero-day или днем заезда. Обычно в четверг не проходят крупные выступления, люди лишь знакомятся с фестивалем. Но в этом году руководство «Доброфеста» вечер первого дня превратило в настоящий праздник. С 20:00 зрителей радовали группы «Йорш», «Элизиум» и «Дельфин». Публика быстро раскачалась, с таким стартом главные фестивальные дни ожидали быть феерическими.

День 2. Пятница. Пресс-конференции

Пятница по количеству интересных событий была апогеем. Кроме жаркого состава участников Зеленой и Красной сцены (среди которых «Fever 333» (США), «SOAB» (Германия), «Глеб Самойлов», «F.P.G», «Пионерлагерь Пыльная Радуга», «НАИВ», «Операция Пластилин», «LOUNA», «Порнофильмы») было представлено плотное расписание пресс-брифингов. В этот день самое сложное было везде успеть и не запутаться в расписаниях. Время пресс-конференций с группами сильно плавало, оно и понятно — музыканты могли задерживаться или вовсе не иметь желания общаться с журналистами. Так, например, в один из дней пришлось ждать 2 часа начала конференции с британской панк-группой «Slaves» (а это много, с учетом событий, которые происходили в это время за пределами пресс-центра). Всего за фестиваль было проведено 33 пресс-брифинга с известными и пока не очень группами.

Для меня, как для студента журфака, самым значимым стал вопрос о музыкальной журналистике в России. Нужна ли она сейчас и какие трудности испытывает? Несколько разных мнений музыкантов на этот счет:

«Louna»: «Нужна, конечно, нужна. Однако с профессионализмом у музыкальных журналистов очень большие проблемы. Вся информация о нас существует сейчас только в интернете, а там иногда про себя такое можно вычитать, что страшно. Куча ужасно недостоверной инфы. Поэтому я нашим СМИ пожелаю поменять отношение к работе. Недавно были на фестивале в Европе, так там сотни музыкальных печатных изданий на каждом шагу, в каждом переходе. У нас же нехватка энтузиастов в индустрии, на всю страну единицы музыкальных журналистов, которые заслуживают внимания».

«НАИВ»: «Нужна, кто-то должен нам задавать вопросы о новых альбомах, планах на будущее, а мы должны кому-то об этом рассказывать. Кому, если не вам».

«Пионерлагерь Пыльная Радуга»: «Всё равно. Допустим, нужна. Мы немного не в этой теме, но раз мы здесь, значит оно нужно кому-то».

По информативности все пресс-брифинги получились совершенно разными. Где-то звучали развернутые ответы, где-то артисты отвечали несерьезно или меняли тему. Интервью с отдельными группами всё же больше интересны их фанатам.

Отдельного внимания заслуживают зарубежные артисты фестиваля, у которых расспрашивали, в первую очередь, конечно же, о впечатлениях.

Группа SOAB из Германии: «Очень здорово, когда мы можем оказаться со зрителями на одном уровне, пообщаться, пригласить лично каждого на свой сет. Мы любим находиться так близко к публике — и нам, и слушателям это нравится. Здорово, что фестивали дают такую возможность».

Конечно, в пятницу я не сидела на одних лишь конференциях в надежде получить интересную информацию от музыкантов. Я больше бегала по маршруту пресс центр — Зеленая сцена — Красная сцена, попутно встречая знакомых, в том числе и музыкантов. Так были встречены те самые «SOAB», которые и правда сами агитировали прийти на их сет, и были очень довольны происходящим. Позже в толпе на концерте группы «Слот» мы заметили вокалиста этой группы, который выразил восхищение и удивление тому, что рок-музыка в России оказывается на достойном высоком уровне.

Самыми долгожданными пятничными артистами фестиваля, о которых нельзя не упомянуть, стали музыканты из группы «FEVER 333» (США). В последний год их популярность резко возросла, во многом благодаря мощным живым выступлениям. Они отличились и на «Доброфесте», приковав к главной сцене всех фотографов и большую часть публики. Это было безумие. Откуда-то появилась огромная надувная утка, которая плавала по толпе, как по волнам. К всеобщему шоку, гитарист залез наверх по конструкции сцены, продолжая играть, без всякой страховки. Вокалист же совершил гипер-прыжок на утку, одновременно исполняя хит «INNOCENT». И всё это в пожаре десятков зажженных фаеров.

 

Для многих выступление группы «FEVER 333» стало самым запоминающимся событием фестиваля. Остатки сил дожившие слушатели распылили на ночных сетах «Порнофильмов» на одной сцене, и группы «Операция Пластилин» на другой.

 

Фотография Руслана Самарина

День 3-4. Суббота и воскресенье. Побратимы с фестивалем

После пятничного безумия сил с утра практически не осталось. Но расслабляться было некогда, впереди ещё 2 дня. Если на второй день с фестивалем я подружилась, то на третий — он стал родным. Все новые знакомые оказались прекрасными людьми, атмосфера фестиваля была настолько дружелюбной, что просто присев пообедать возле одного из фудтраков, невозможно было не обрести новых собеседников. На все дни фестиваля синоптики передавали дожди, однако, за всё время ни капли не упало с неба. Видимо энергетика феста разогнала все тучи.

 

Многие гости фестиваля не жили в палаточном лагере, а ночью уезжали в ярославские гостиницы. Естественно, это комфортнее, но всё же фестивальный дух больше окутывает кемпинг. Где же ещё в 4 утра услышишь вой песен «Короля и Шута» из соседних палаток? Или эти прекрасные рассветы, нарушаемые грохотом внезапных саундчеков, почему-то таких ранних. Единственный существенный минус — ужасный холод ночью и жара утром. Перепады температур проверяли людей на прочность. Горячий душ и бесплатный кипяток были по строгому расписанию.

 

В субботу артисты на Зеленой сцене так же ярко зажигали, как и в пятницу. Однако внимания заслуживает и Красная сцена, где выступали молодые (и не очень) команды. Много крутых коллективов играло в последние 2 дня: «Get Randy!», «Маррадеры», «Мэд Дог», «4 апреля», «Мнимые числа», «Тени Свободы».

Пусть слушателей здесь собиралось не так много, но атмосфера была еще более дружественной. Музыканты часто спускались со сцены и на равных пели песни вместе с фанатами. Здесь люди чаще танцевали, взбивая пыль под ногами, бегали в серкл-питах, даже под неизвестные для себя команды. Многие приносили пледы, стелили недалеко от сцены и наслаждались новой музыкой. Разброс по жанрам здесь был огромен: от хардкора с электроникой до панк-рока. Последний жанр на всем фестивале, бесспорно, лидировал.

Лишь в последний день «Доброфеста», я узнала, что мой бэйдж дает право прохода ещё и за Красную сцену. Вот где были самые общительные и дружелюбные музыканты! Так довелось видеть, как рождался фестивальный звук, как проходила подготовка, как нервно настраивались музыканты и потом счастливые спускались со сцены. Естественно, не стоит слишком надоедать артистам со своими вопросами, особенно, если они не настроены общаться.

Воскресенье — день отбытия. День, когда осознаешь, что ты пережил эти 4 дня в палатке, когда тело падает от усталости, а мысли чистые и просветленные. Ты вложил всего себя в этот фестиваль, и взял от него максимум. Ты — его часть, а люди, прибывшие сюда автостопом и поездами — твоя семья.

Фестиваль музыки и развлечений

20 000 человек, 96 артистов. По официальным данным именно столько гостей вместил «Доброфест Х». Дерзкий, молодой, альтернативный и свободный фестиваль подарил настоящие живые эмоции. Первая работа журналистом на таком событии оказалась сложным физически, но безумно интересным занятием. Главный вывод, который можно вынести из этого опыта: нельзя пытаться объять необъятное. Получилось всего понемногу. Волей неволей надо развивать умение концентрироваться — важный навык в таком море событий и людей.

В следующем году организаторы обещают учесть все пожелания зрителей и поднять уровень фестиваля еще на ступеньку выше. А мы будем ждать!

АЛЕКСАНДРА ИВИНКИНА

комментарии