Совсем недавно, 3 декабря, свой день рождения отмечал легенда французской режиссуры Жан-Люк Годар. Последнее время на слуху именно он благодаря одноименному фильму «Молодой Годар». Кто это такой, и в чем феномен этого режиссера?
Новый виток во французском кинематографе
В конце 1950х во Франции появилось необычное кинематографическое направление под названием «Новая волна». Участниками этого движения были режиссеры, которым опостылело «папино кино» — так они называли современные фильмы, на их взгляд, давно устаревшие, консервативные и слишком предсказуемые. Следуя пословице «критикуешь — предлагай», молодые дарования решили сами заняться режиссурой. Одним из самых влиятельных новаторов среди них принято считать Жан-Люка Годара.
От критика до режиссера — один шаг
Любовь Годара к кино проявилась еще тогда, когда он был студентом Сорбонны. Именно в 1949 году будущий режиссер стал активно посещать кинематографические клубы, а спустя два года уже писать критические статьи в журнале о кино. Его путь в большой кинематограф начался со съемок короткометражек. Самые известные из них — «Операция бетон», «Кокетка» и «История воды». Но на этом он не остановился.
Как и его единомышленники, Годар понимал, что французское кино стоит на месте и уже давно настала пора его модернизировать. Поэтому первым делом было решено поменять съемочную площадку. Казалось бы, судьба решила помочь молодым и целеустремленным режиссерам осуществить задуманное.
Именно в период их творчества начали появляться легкие ручные камеры, которые стало возможно носить на плече. С помощью такой техники съемки теперь реально было проводить на улице и без штатива. Свой первый фильм «На последнем дыхании» Годар снял именно такой легкой камерой и не где-нибудь в павильоне, а на обычной французской улице.
Еще одним новшеством для кинематографа стали «неудобные» ракурсы, фрагментарное повествование, нечёткая фонограмма (разведение звукового и видеоряда) и обилие титров. При просмотре фильмов создавалось впечатление, будто камера следила за случайной ситуацией — слишком уж часто она отвлекалась на посторонние объекты. Зритель, только что сфокусировавшийся на одной сюжетной детали, мог быть внезапно «переключен» на другую, казалось бы, никак не связанную с первой.
Теперь нельзя было прийти в кинотеатр, чтобы бездумно следить за сменяющимися кадрами на большом экране — нужно было смотреть внимательно и вдумчиво, сопоставлять в уме титры и фразы героев, прислушиваться к закадровому голосу. Эти и другие приемы стали отличительной чертой Годара.
Главными героями у бывшего критика стали «ноунеймы» —-малоизвестные актеры, которые в кино «Новой волны» играли исключительно аутсайдеров, нигилистов или тех, кто так или иначе противостоял обществу (Жан-Поль Бельмондо в роли Мишеля Пуакара из «На последнем дыхании», Жан-Пьер Лео, сыгравший Поля из «Мужское/Женское», и др.). Персонажам разрешалось смотреть прямо в камеру и нецензурно выражаться. Но не стоит думать, что их лексикон состоял исключительно из бранных слов.
«Мы пришли подготовить тебя к смерти» — титры из фильма «Жить своей жизнью»
В речи преобладало огромное количество цитат. Нередко герои повторяли известные высказывания Хичкока, Мао-Цзэдуна, Ленина. Более того, актеры теперь могли свободно перемещаться в пространстве, импровизировать. Ведь зачастую у режиссеров просто не было сценария к фильму, и они снимали его по наитию. Картина «На последнем дыхании» является ярким тому примером.
В своих фильмах Жан-Люк Годар стремился запечатлеть реальную жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому в своих работах он открыто говорил, к примеру, о проституции («Жить своей жизнью»), о революционном духе молодежи («Китаянка») и др. Первоначально, его лицевой аудиторией считались только студенты и левая интеллигенция. То есть, все те, кому импонировал бунтарский дух персонажей Годара, кто видел в них самих себя.
Из более чем 70 фильмов режиссера каждый киноман (или на французский манер — «синемафил») просто обязан посмотреть те, о которых рассказано ниже.
1. «На последнем дыхании» — изюминка французской волны, где главным героем является еще далекий от статуса «звезды» первого класса Жан-Поль Бельмондо.
В фильме мужчина сыграл анархиста Мишеля Пуакара, разыскивающегося полицией по обвинению в убийстве. Казалось бы, обычный бунтарь, пытающийся вырваться из пучины своих проблем, но если копнуть глубже, можно понять, что Мишель — это воплощение экзистенциальной философии Сартра.
2. В 1962 году выходит картина «Жить своей жизнью» с характерными для «Новой волны» особенностями: отстраненно снятый, освещающий табуированную тему (проституцию) фильм без хеппи-энда. Главная героиня Нана — актриса и продавщица грампластинок, жаждущая «жить своей жизнью», сталкивается с враждебным окружающим миром.
Осознание безысходности приходит к ней тогда, когда она попадает в сети хитрых сутенеров.
Как и в фильме «На последнем дыхании», здесь есть элементы философии, которые можно проследить, к примеру, в сцене встречи Наны с пожилым мужчиной в кафе. Этот философ — представитель интеллектуальной среды, мира, о котором Годар расскажет уже в последующих своих работах («Мужское/Женское» и «Китаянка»).
3. В «Мужском/Женском», вышедшем в 1966 году, режиссер показал зарождение молодежной контркультуры, противостоящей буржуазному миру (пройдет год, и герои фильма Годара станут типичными представителями поколения тех лет). На протяжении всего фильма мы наблюдаем, как демонстративно герои, недовольные нынешней обстановкой в стране, пытаются выказать свою гражданскую позицию: пишут лозунги «Мир — Вьетнаму!», подписывают петиции, участвуют в борьбе профсоюзов.
Центральная «тема насилия» опять-таки находится за рамками привычного обсуждения. Среди мужчин оно направлено на самих себя (молодой человек может запросто пронзить (чем? не хватает слова «ножом» например) себе живот в зале игровых автоматов, а обычный прохожий внезапно оказывается пироманом). Женщины же склонны проявлять агрессию к представителям противоположного пола. Так, например, в сцене в кафе жена убивает своего мужа на глазах у удивленных посетителей.
4. Еще одна из самых известных картин Годара считается «Китаянка» (1967), повествующая о жизни молодежной коммуны. Картина очень колоритная, с наличием большого количества титров (уже не целых, а состоящих из отрывочных фраз).
Главные герои — две девушки и три парня — представляют собой маоистскую ячейку, которая на протяжении всего сюжета толкует о коммунизме и твердит заученные фразы из цитатника Мао Цзэдуна.
Они — проекция будущих парижских бунтарей (как и с фильмом «Мужское/Женское», режиссер спрогнозировал поведение французской молодежи).
Креатив в массы
На фоне профессиональных, идеализированных фильмов Четвертой республики (1946-1958) фильмы «Новой волны», а в частности Годара, выглядят крайне необычно и инновационно. Режиссеры перестали бояться креативности: начали снимать без сюжета, освещать социальные и политические проблемы, отказываться от линейности повествования, экспериментировать с ракурсами, использовать титры и закадровый голос.
На экранах наконец-то появились новые актеры, сюжеты стали непредсказуемыми и замысловатыми. Это творческое течение реформировало кинопроизводство, закрепило за режиссерами статус «автора» и просто-напросто осовременило кинематограф 60-х.
комментарии