Гений советской комедии — вспоминаем Леонида Гайдая

#Великие
1 февраля 2018. 10:50

Леонид Иович Гайдай — один из самых известных, а главное, любимых отечественных режиссеров, которых по праву можно считать классиком советского комедийного жанра. Он родился 30 января 1923 года в городе Свободном Амурской области, и поначалу его жизнь складывалась вполне обычно.

Однако судьба подготовила для него участь великого человека, создавшего шедевры отечественной комедии. Его жизненный путь был невероятно насыщенным и интересным, и в память о любимом режиссере мы собрали наиболее яркие моменты из его жизни.

А, Б, Г, Д

А — Актер главных эпизодов

Свою карьеру в индустрии кино Леонид Гайдай начал вовсе не с режиссуры. В 1940-ых годах молодой человек принимает решение стать актером. Он поступил в театральную студию при Иркутском академическом драматическом театре им. Н. П. Охлопкова, которую успешно окончил, несмотря на то, что у артиста был довольно серьезный по тем временам дефект речи — Леонид Иович до последних дней своей жизни не выговаривал буквы «р» и «л».

В течение нескольких лет Гайдай играл в составе актерской труппы. Он обладал невероятным талантом даже второстепенные роли превращать в нечто особенное. Благодаря этому молодой актер был замечен и уже в 1949 году переехал в Москву для поступления во ВГИК на режиссерский факультет.

Студентом Гайдай снялся в нескольких фильмах, но, осознав, что не в актерской игре его призвание, с головой ушел в режиссуру. В дальнейшем Леонид Иович крайне редко появлялся на экране в качестве актера, он снимался лишь в маленьких эпизодах своих собственных работ. Например, исполнил роль архивариуса Варфоломея Коробейникова в блестящей картине «12 стульев».

Похожее изображение

Леонид Гайдай в роли архивариуса Варфоломея Коробейникова вместе с Арчилом Гомиашвили в роли Остапа Бендера в картине «12 стульев»

«А нам все равно»

Считается, что главный герой одной из культовых комедий Гайдая «Бриллиантовая рука» представляет собой автопортрет режиссера. Горбунков Семен Семенович — наивный, добродушный и очень положительный «агент поневоле», который вынужден мириться с неприятной ситуацией и от отчаяния напевать «А нам все равно, а нам все равно…».

Гадай, как и главный герой комедии, вынужден был бороться с тем, с чем бороться ему вовсе не хотелось. Давление цензуры и строгих общественных стандартов эпохи, казалось, способно было повергнуть в отчаяние даже самого уверенного и талантливого человека.

Б — Бриллиантовая рука

Одна из лучших картин режиссера, вышедшая на советские экраны в 1968 году. В 1995 году, победив в опросе телезрителей, фильм был признан лучшей отечественной комедией за последние 100 лет. Гайдай был награжден Призом РТР «Золотой билет» посмертно.

Картинки по запросу бриллиантовая рука

Картинки по запросу бриллиантовая рука

Г — Гребешкова

Нина Гребешкова была однокурсницей Гайдая, и он каждый день провожал ее домой после поздних репетиций. Вечерние прогулки постепенно переросли в красивую, но очень простую и искреннюю любовную историю длинною в жизнь.

Нина Павловна рассказывала: «Однажды Леня с таким свойственным только ему чувством юмора говорит: «Ну что мы с тобой все ходим да ходим, давай поженимся!» И я это восприняла как очередную шутку. «Да ты что, Леня, — говорю, — ты такой длинный, а я такая маленькая. Будем как Пат и Паташонок!» А он мне: «Ну знаешь, Нинок, большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь на руках носить.»

Супруги дружно прожили вместе 40 лет, до тех пор, пока в 1993 году смерть Леонида Иовича не разлучила их.

Д — «12 стульев»

Своей лучшей комедией сам Гайдай считал картину «12 стульев», снятую в 1971 году. По словам Нины Гребешковой, «12 стульев» была «обеденной книгой» Леонида Гайдая. Когда он садился обедать, «Стулья» сразу оказывались у него в руках. Гайдай постоянно перелистывал книгу, какие-то места зачитывал супруге, смеялся. И страстно желал сделать фильм по этому замечательному роману. Его мечта была воплощена в жизнь в 1971 году.

Примечательно еще и то, что картина стала последней совместной работой Леонида Гайдая с Юрием Никулиным, где известный комик сыграл роль дворника Тихона.

Д — «Долгий путь»

Картина, ставшая первой крупной работой Леонида Гайдая, которую он снял по «Сибирским рассказам и очеркам» В.Г. Короленко. Фильм получился отнюдь не комедийного жанра и был раскритикован. Название ленты оказалось очень символичным для режиссера, так как от дальнейшего успеха его отделял «долгий путь» неудач.

Ж, И, К

Ж — «Жених с того света»

«Жених с того света» — первая комедийная лента Гайдая, оставившая глубокий след в его душе. Произошло это потому, что картина подверглась очень сильной цензуре и урезана практически вдвое. Хронометраж фильма после комиссии составлял едва ли 47 минут. И даже после такого жесткого сокращения режиссеру запретили снимать.

После этого инцидента, для того чтобы вернуть себе возможность заниматься любимым делом, Гайдай был вынужден пойти против своих принципов. В первый и в последний раз он идет на сделку с «Мосфильмом» и снимает идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший», благодаря чему ему снова разрешили работать. Однако этой картины режиссер стыдился до конца своей жизни.

И — «Иван Васильевич меняет профессию»

В 1973 году в свет вышла одна из самых любимых зрителем картина Гайдая — «Иван Васильевич меняет профессию». Фильм был снят по пьесе М.А. Булгакова «Иван Васильевич».

Интересно, что некоторые всем известные фразы из фильма были созданы комитетом по делам цензуры. Переозвучивались они уже после того, как картина была полностью смонтирована, и поэтому в некоторых местах создается впечатление «киноляпа». Так, к примеру, изначально на вопрос сотрудников милиции «где живете?» Иван Васильевич отвечал «Москва. Кремль», а не привычное зрителю «В палатах». Также из соображений цензуры из фильма был вырезан эпизод, где царь жарит котлеты у Шурика на кухне, чтобы не оскорблять память о покойном Иване Грозном.

Однако даже несмотря на вмешательство цензуры, картина стала одной из самых любимых отечественных комедий.

Картинки по запросу Иван Васильевич меняет профессию

Картинки по запросу Иван Васильевич меняет профессию

К — «Кавказская пленница»

Этот фильм — продолжение комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». На стадии разработки сценарий картины также был подвержен многократной цензуре. Так, к примеру, изначально фильм должен был состоять из двух частей. Первая часть рассказывала бы отдельную историю о Шурике и об экспедиции в горах Кавказа, а вторая — о похищении Нины. Но в итоге редколлегия остановилась на второй части, посчитав её более достойной внимания.

Картинки по запросу Кавказская пленница

Л, О, П, Р

Л — Легендарное ТРИО

Трус, Балбес и Бывалый — герои Леонида Гайдая, ставшие главным символом его творчества.
Впервые трио комических антигероев, оживленных известными артистами Георгием Вициным, Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым, появляется в двух короткометражных фильмах, прославивших Гайдая. Это «Самогонщики» и «Пес Барбос и необычный кросс», которые снимались по подобию американских комедий 20-х годов.

Герои становятся всенародными любимцами уже после двух следующих картин, — «Операция Ы» и «Кавказская пленница» — несмотря на то, что являются негативными персонажами. Очень ироничные, метафоричные и попросту смешные образы, созданные невероятно талантливыми актерами, явились олицетворением пороков советской действительности, наглядно демонстрирующим, как смешно выглядит человек, совершая глупые и неправильные поступки.

В дальнейшем трио стало появляться и в лентах других режиссеров, что говорит о теплом отношении публики к этим персонажам.

Картинки по запросу Кавказская пленница

Картинки по запросу Кавказская пленница

О — Острый ум

Леонид Иович Гайдай обладал действительно острым умом. По словам однокурсников режиссера, он часто совершал невероятные поступки, которые заставляли смеяться до слез всех окружающих его людей.
Однажды они с приятелем возвращались в Останкино и шли по территории нынешнего ВВЦ. Места там были глухие, а с ними за компанию была молодая сотрудница ВГИКа. И когда они прошли половину пути, Гайдай вдруг остановился и, обращаясь к девице, глухим голосом произнес: «А ну-ка, снимай шубу!» Девушка растерялась, а Гайдай продолжил в том же духе: «Чего стоишь? Может тебе помочь?» И девушка уже начала расстегивать пуговицы, когда Гайдай с приятелем вдруг громко рассмеялись.

П — Профнепригодность

В 1941 году Гайдая отправили служить в тихую по тем временам Монголию, но с началом войны его перевили на Калининский фронт. Гайдая определили в разведку, где он совершал регулярные рейды по фашистским тылам. Однако неудача не заставила себя долго ждать.

Сержант Леонид Гайдай в одной из таких вылазок подорвался на мине, где получил сильное ранение ноги. После чего следовал долгий путь восстановления, а раненую ногу даже хотели ампутировать. Но Гайдай не дал этого сделать, сказав, что «профнепригодным» он не сумеет покорить творческий мир. Так и закончилась, едва успев начаться, военная служба будущего кинорежиссера.

Р — Режиссёрский стульчик

В память о Леониде Гайдае было воздвигнуто множество памятников. Но одним из самых знаменитых из них является монумент «Трус, Балбес и Бывалый», который был установлен в Перми в 2010 году. Через два года в Иркутске была открыта подобная композиция, однако помимо трех артистов на ней присутствовал и сам Леонид Гайдай на режиссерском стульчике.

Картинки по запросу памятник гайдаю

Ш, Ы, Я

Ш — Шурик

Одним из самых известных героев Леонида Гайдая является Шурик в исполнении Александра Демьяненко, который ради роли даже согласился сменить цвет волос. Шурик появляется сразу в нескольких картинах, где предстает перед зрителем идеалом советского времени. Студент-отличник, помощник, инженер-изобретатель и просто очень воспитанный и добрый молодой человек, а кроме всего прочего еще и борец с преступностью.

По словам самого Гайдая, он срисовывал героя с себя. Долговязый, в огромных очках, скромный и милый, эти качества вполне увязываются с образом самого режиссера. Также считается, что прототипом Шурика был Чарли Чаплин, творчество которого Гайдай обожал. Еще в молодые годы он замыслил создание образа, который бы сочетал в себе все положительные качества современного ему человека.

Похожее изображение

Ы — Операция «Ы»

Это снятый в 1965 году фильм, состоявший из трех киноновелл. Первоначальный вариант фильма состоял из двух новелл и должен был сниматься по оригинальному сценарию под названием «Несерьезные истории», написанному двумя авторами: Яковом Костюковским и Морисом Слободским. Но уже непосредственно перед началом съемок было принято решение снимать еще одну новеллу, которая и дала название всей картине -«Операция „Ы“».

Картинки по запросу операция ы

Я — Ядерный взрыв

В 1968 году на экраны вышла картина, признанная лучшим фильмом Гайдая — криминальная комедия «Бриллиантовая рука». Для того чтобы свести к минимуму вмешательство цензуры в сценарий, Гайдай прибегнул к хитрости: он запечатлел мощный ядерный взрыв на море, который никак не хотел вырезать из финальной версии.

Когда проверяющая комиссия поинтересовалась значением эпизода, он представил взрыв как символ сложной международной обстановки и зла империализма. Представители Госкино согласились оставить фильм без существенных изменений при условии, что Гайдай исключит сцену со взрывом.

ДАРЬЯ ЛОКТИК

комментарии