
«В прошлом веке процесс получения фотографии был довольно трудоемким, сейчас же искусство фотографии стало массовым. Стирается грань между настоящим и прикладным искусством. Уровень фотографии принижается», — говорит директор музея Тарасова Вера Михайловна.
Мы решили увидеть настоящее искусство фотосъемки своими глазами и посетили Русский музей фотографии.
Русский музей фотографии основан в 1992 году и в настоящий момент имеет статус государственного
«Он [фото-павильон] занимал весь второй этаж каменного белого дома… Все стены входа и чугунной лестницы были увешаны фотографиями, изображающими жизнь и быт Нижнего Новгорода. Почти напротив этого дома стояла специальная деревянная витрина с огромным зеркальным стеклом. Эта витрина была очень популярна, около нее всегда толпились зрители. Здесь можно было видеть фотографии А. М. Горького с Ф. И. Шаляпиным, В. Г. Короленко, П. И. Мельникова-Печерского, других деятелей культуры и искусства», — из воспоминаний известного художника Ф. Богородского.
Часть исторической экспозиции, представленной в музее
В фондах музея насчитывается уже более 207 тысяч произведений. Это дагерротипы, негативы, стереонегативы, позитивы, стереопозитивы, открытки, фотокамеры, фотоувеличители, фотоальбомы, медали, письма, личные вещи известных фотографов, датируемые с 70-х годов XIX века и вплоть до сегодняшнего дня.
На первом этаже музея располагается историческая выставка. Здесь представлены не только фотографии А.О. Карелина и М.П. Дмитриева, но и их современников. На фотографиях показано, как выглядел Нижний Новгород на рубеже XIX–XX веков, с его улицами, площадями, церквями, не все из которых, к сожалению, дошли до наших дней.
Гостям музея представлены самые первые деревянные камеры ящичного типа. Порой даже не верится, что такие фотокамеры действительно когда-то существовали, ведь мы привыкли видеть небольшие фотоаппараты, которые весят несколько сотен граммов.
Деревянная складная фотокамера, для съемки заряжается пластинами. Конец XIX — начало XX века
На втором этаже музея в данный момент проводятся выставки фотографов, а третий этаж закрыт на реконструкцию.
В экспозиции показана история развития фотографии в необычном ключе: это классические и альтернативные техники съемки и фотопечати, изобретенные как в далеком прошлом, так и совсем недавно.
На выставке вы можете познакомиться с фотографиями, созданными при помощи таких фотографических аппаратов и техник как:
Цианотипия — бессеребряный фотографический процесс, изначально использовавшийся для изготовления копий чертежей и документов. Фотографии, выполненные при помощи этой техники, выглядят старыми, потертыми и напоминают кадры из фильмов ужасов.
Пинхол (от англ. — «булавочное отверстие») — фотоаппарат без объектива, роль которого выполняет маленькое отверстие. Фотографии, полученные данным способом, определенно, имеют свое очарование. Некоторая размытость и небольшие искажения — все это работает на создание определенного образа, настраивает зрителя на особое прочтение.
Фотографии выполнены камерой пинхол
Гумойл (гуммимаслянная печать) — способ получения фотографии с помощью солей хрома, камеди и масляных красок. Работы, выполненные в этой технике, уникальны. Как правило, сделать копию невозможно.
Фотографии, полученные при помощи гуммимаслянной печати
Выставка — рассказ про жителей русской глубинки, живущих на берегу одной из великих рек России.
Проект посвящен теме детства, той беззаботной поре жизни, когда все летнее время проводишь с друзьями, купаясь на Волге или в городецких озерах.
Посетители выставки невольно улыбаются, глядя на фотографии: видимо, сильны еще эти светлые воспоминания. Экспозиция окунает зрителя в ту атмосферу, когда жизнь кажется наполненной приключениями, а мир вокруг — такой добрый и огромный.
Фотографии в этой экспозиции выполнены при помощи инфракрасной камеры. Инфракрасные лучи помогают фотографу показать то, что не увидеть невооруженным глазом.
Основную часть экспозиции представляют фотографии второй половины XX века, созданные фотографом Александром Сааковым в его родном Тбилиси. Долгие годы он снимал тбилисские улицы и их чудаковатых и смешных персонажей.
«В поисках своих персонажей он исходил город вдоль и поперек. Не осталось, наверное, ни одного подвала и чердака куда не ступала его нога», — пишет о работе фотографа его друг Арам Баблоян.
В фотографиях Саакова оживает история: улицы, люди. Глядя на снимки, как будто окунаешься в атмосферу старого Тифлиса. Эти черно-белые фото передают нам зрительный образ города, его ароматы и звуки и то пронзительное чувство ушедшего времени, которое можно передать только при помощи искусства фотографии.
Помимо фотокарточек жителей города, на выставке представлены снимки Владимира Высоцкого и Аллы Борисовны Пугачевой в молодости.
В первый понедельник каждого месяца все желающие могут посетить музей бесплатно.
АННА САФОНОВА
ФОТО: СНЕЖАННА ЕГОРОВА
комментарии