«В прошлом веке процесс получения фотографии был довольно трудоемким, сейчас же искусство фотографии стало массовым. Стирается грань между настоящим и прикладным искусством. Уровень фотографии принижается», — говорит директор музея Тарасова Вера Михайловна.
Мы решили увидеть настоящее искусство фотосъемки своими глазами и посетили Русский музей фотографии.
Русский музей фотографии основан в 1992 году и в настоящий момент имеет статус государственного
История музея
«Он [фото-павильон] занимал весь второй этаж каменного белого дома… Все стены входа и чугунной лестницы были увешаны фотографиями, изображающими жизнь и быт Нижнего Новгорода. Почти напротив этого дома стояла специальная деревянная витрина с огромным зеркальным стеклом. Эта витрина была очень популярна, около нее всегда толпились зрители. Здесь можно было видеть фотографии А. М. Горького с Ф. И. Шаляпиным, В. Г. Короленко, П. И. Мельникова-Печерского, других деятелей культуры и искусства», — из воспоминаний известного художника Ф. Богородского.
Часть исторической экспозиции, представленной в музее
В фондах музея насчитывается уже более 207 тысяч произведений. Это дагерротипы, негативы, стереонегативы, позитивы, стереопозитивы, открытки, фотокамеры, фотоувеличители, фотоальбомы, медали, письма, личные вещи известных фотографов, датируемые с 70-х годов XIX века и вплоть до сегодняшнего дня.
На первом этаже музея располагается историческая выставка. Здесь представлены не только фотографии А.О. Карелина и М.П. Дмитриева, но и их современников. На фотографиях показано, как выглядел Нижний Новгород на рубеже XIX–XX веков, с его улицами, площадями, церквями, не все из которых, к сожалению, дошли до наших дней.
Гостям музея представлены самые первые деревянные камеры ящичного типа. Порой даже не верится, что такие фотокамеры действительно когда-то существовали, ведь мы привыкли видеть небольшие фотоаппараты, которые весят несколько сотен граммов.
Деревянная складная фотокамера, для съемки заряжается пластинами. Конец XIX — начало XX века
На втором этаже музея в данный момент проводятся выставки фотографов, а третий этаж закрыт на реконструкцию.
«От камеры-обскуры до наших дней»
В экспозиции показана история развития фотографии в необычном ключе: это классические и альтернативные техники съемки и фотопечати, изобретенные как в далеком прошлом, так и совсем недавно.
На выставке вы можете познакомиться с фотографиями, созданными при помощи таких фотографических аппаратов и техник как:
Цианотипия — бессеребряный фотографический процесс, изначально использовавшийся для изготовления копий чертежей и документов. Фотографии, выполненные при помощи этой техники, выглядят старыми, потертыми и напоминают кадры из фильмов ужасов.
Фотография, выполненная при помощи цианотипии
Пинхол (от англ. — «булавочное отверстие») — фотоаппарат без объектива, роль которого выполняет маленькое отверстие. Фотографии, полученные данным способом, определенно, имеют свое очарование. Некоторая размытость и небольшие искажения — все это работает на создание определенного образа, настраивает зрителя на особое прочтение.
Фотографии выполнены камерой пинхол
Гумойл (гуммимаслянная печать) — способ получения фотографии с помощью солей хрома, камеди и масляных красок. Работы, выполненные в этой технике, уникальны. Как правило, сделать копию невозможно.
Фотографии, полученные при помощи гуммимаслянной печати
«Городецкие купели»
Выставка — рассказ про жителей русской глубинки, живущих на берегу одной из великих рек России.
Проект посвящен теме детства, той беззаботной поре жизни, когда все летнее время проводишь с друзьями, купаясь на Волге или в городецких озерах.
Посетители выставки невольно улыбаются, глядя на фотографии: видимо, сильны еще эти светлые воспоминания. Экспозиция окунает зрителя в ту атмосферу, когда жизнь кажется наполненной приключениями, а мир вокруг — такой добрый и огромный.
Фотографии в этой экспозиции выполнены при помощи инфракрасной камеры. Инфракрасные лучи помогают фотографу показать то, что не увидеть невооруженным глазом.
«Тбилисские мотивы в творчестве Александра Саакова»
Основную часть экспозиции представляют фотографии второй половины XX века, созданные фотографом Александром Сааковым в его родном Тбилиси. Долгие годы он снимал тбилисские улицы и их чудаковатых и смешных персонажей.
«В поисках своих персонажей он исходил город вдоль и поперек. Не осталось, наверное, ни одного подвала и чердака куда не ступала его нога», — пишет о работе фотографа его друг Арам Баблоян.
В фотографиях Саакова оживает история: улицы, люди. Глядя на снимки, как будто окунаешься в атмосферу старого Тифлиса. Эти черно-белые фото передают нам зрительный образ города, его ароматы и звуки и то пронзительное чувство ушедшего времени, которое можно передать только при помощи искусства фотографии.
Помимо фотокарточек жителей города, на выставке представлены снимки Владимира Высоцкого и Аллы Борисовны Пугачевой в молодости.
В первый понедельник каждого месяца все желающие могут посетить музей бесплатно.
комментарии