История императорской баржи, построенной в честь приезда Николая II

#Город
15 марта 2018. 10:56

Известно, что последний император России, Николай II, неоднократно посещал Нижний Новгород, и это отражалось на инфраструктуре и общем развитии города.

Поездка царской семьи по стране

Впервые Николай II посетил Нижний Новгород в 1896 году в связи с выполнением воли покойного родителя. О серьезности мероприятия говорит то, что по случаю прибытия монаршей особы было учреждено Особое временное охранное отделение. Полиция и жандармы самым серьезным образом подошли к безопасности визита Государя: примерно за месяц до события из города выслали всех неблагонадежных личностей, а политических активистов радикальных партий (особенно досталось социалистам) даже арестовывали.

Следующий визит состоялся в 1903 году, но самым масштабным была поездка в 1913 году, когда императорская семья совершала путешествие по стране в честь 300-летия рода Романовых. Пребывание в Нижнем Новгороде длилось менее суток, но размах торжеств был поистине великим.

Путь императорской семьи лежал через Владимир, Суздаль, Нижний Новгород, Кострому, Переславль, так как эти города были исторически связаны с воцарением Романовых в 1613 году. Государь с семьей провели весь день по заранее составленному плану, посещая важные для тогдашнего Нижнего места. Вечером Николай II направился на баржу. Это стало центральным событием всего дня.

Подготовка к визиту

Планирование визита императора началось с открытия судоходного сезона. Министерству путей сообщения предстояло выполнить ответственную задачу — обеспечить комфортный проход императорской флотилии на всем маршруте, посвященном торжественным мероприятиям. Он простирался от Нижнего Новгорода до Ярославля. На всей этой территории велась реконструкция пристаней, на недостаточно глубоких участках реки производились соответствующие работы.

Кроме того, украшали и сами города, в которых предстояло побывать императору. Нижний Новгород пестрел различными флагами, гербами, транспарантами. Специально к визиту государя была установлена металлическая наливная баржа, которая играла роль пристани.

На ней возвышался красиво украшенный императорский шатер. Суда, стоявшие на якоре, тоже привели в порядок к этому знаменательному событию. Николаю предстояло открыть недавно построенное здание Государственного банка на Большой Покровской, поэтому территорию около него спешно благоустраивали и украшали.

Император должен был прибыть в город на поезде, вокзал тоже готовили к визиту высокопоставленных гостей. Также важную роль предстояло сыграть Царскому павильону, который уже принимал государя во время визита в 1896 году.

Самым же впечатляющим строением была аркада, расположенная в саду Кремля. На ней были установлены два орла, размах крыльев которых достигал около двадцати аршин (1 аршин = 71,12 см). Также на аркаде было установлено электрическое освещение, которое было видно даже из Балахны.

Везде толпились люди, слышались звуки военных оркестров. Для жителей это был настоящий праздник, все хотели хоть одним глазком взглянуть на императора, поэтому народ заполонил улицы города.

Не одним лишь украшением ограничивалась подготовка к высокому визиту. За месяц до события в город прибыло множество жандармских и полицейских чинов, которые уведомили министерство путей сообщения, что в день прибытия царя на Московском вокзале не появится больше ни один поезд, а на Волге будет остановлено судоходство. Впрочем, что-то не меняется.

Император в Нижнем Новгороде

Царский поезд прибыл в город около 11 утра, к этому времени на привокзальной площади уже собралась толпа людей, желающих поприветствовать государя. После недолгого пребывания в царском павильоне Николай вышел к народу, который встретил его криками «ура». Ему предстояло открыть памятник Минину и Пожарскому, здание Государственного банка, принять участие в смотре войск и посетить дворянское собрание.

На всем пути следования императорской делегации выстраивались люди, чтобы поприветствовать высокопоставленных гостей. Последним пунктом программы визита Николая была баржа.

«Прием Их Императорских Величеств судовладельцами»

Николай II дал Высочайший прием для судовладельцев и представителей судостроительных компаний, специально по этому случаю вызванных в Нижний Новгород практически со всего Волжского бассейна.
Место приема — огромная баржа самой современной конструкции и грузоподъемностью свыше 600 тысяч пудов (около 10 млн. кг), игравшая роль пристани. Ее закрепили на нескольких якорях посреди Волги.

В центре возвышался изящный, эффектно задрапированный царский шатер, расцвеченный флагами и гирляндами с инициалами его императорского величества. В ожидании императора здесь томилось около 300 человек.

Государь прибыл на это место лишь ближе к 8-ми вечера. Его сопровождал министр путей сообщения — Сергей Рухлов — и начальник управления внутренних водных путей — князь Василий Шаховский. Все началось с приветственных встреч, потом была «деловая» часть приема — показ рабочих графиков и диаграмм, а затем подношение даров. Императору вручили огромное резное деревянное блюдо с изображением Кузьмы Минина и альбом акварельных рисунков волжских судов.

Затем всем разнесли шампанское. Николай II «изволил поднять бокал за процветание и дальнейшее развитие волжской судоходной промышленности и здоровье российских судовладельцев». После чего Император отбыл в Кострому на пароходе «Межень».

События после визита

18 мая, на следующий день, было проведено собрание Нижегородской биржи. На нем было принято решение отправить императору телеграмму с выражением верности и почтения. Кроме того, было решено построить дом для судоходных служащих реки Волги, который назвали именем цесаревича Алексея.

20 мая состоялось еще одно собрание, на котором была зачитана телеграмма от министра путей сообщения, где он сообщал о том, что государь искренне благодарен за радушный прием. Тут же было принято решение о том, что баржа в память Высочайшего посещения 17 мая 1913 года навсегда сохранит имя «Царская». Даже цвет баржи решили оставить таким, как во время царского визита.

К сожалению, о дальнейшей судьбе этого объекта не известно. Но исходя из исторических реалий, можно предположить, что она была уничтожена большевиками в ходе революции 1917 года.

ДЕНИС ЖЕЛЕЗНОВ

комментарии