
Многим известно, что кинематограф, в полном смысле этого слова, появляется в 1895 году. А годом позже братья Люмьер демонстрируют публике свою знаменитую короткометражку «Прибывающий поезд». Новый вид искусства – изображение в движении – вызывает ажиотаж и бурю эмоций у общественности. Это было большим шагом вперед, как в технологической сфере, так и в сфере культуры.
Благодаря XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая проходила в 1896 г., Нижний Новгород стал одним из первых городов, опробовавшим на себе передовые технологии того времени (например, с этого события начинается история трамвайного движения в городе); тут дело не обошлось и без «синематографа».
Братья Люмьер
Первыми зрителями на показе фильмов братьев Люмьер стали представители прессы, освещавшие события на ярмарке. Среди журналистов был и Алексей Максимович Пешков, корреспондент газет «Одесские новости» и «Нижегородский листок».
«Ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас в какую-то неестественно однотонную жизнь, жизнь без красок и без звуков, но полную движения…»
После показов в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде кино уверенно зашагало по России: снимаются первые картины, открываются и развиваются первые кинотеатры. Видя, какие эмоции вызывал кинематограф у публики, можно без удивления представить быстрый рост популярности и востребованности нового вида искусства.
Широко распространились «передвижки» или«бродячий кинематограф», гастролирующие в программах театров-варьете, цирков, ярмарочных балаганов и по временно арендованным залам народных домов, аудиториям учебных заведений, торговым помещениям. Такой вид добывания прибыли быстро оценили представители предпринимательства, и уже с 1903-1904 гг. появляются стационарные «электротеатры» (по аналогии с театрами).
В доме купца Сметанина на Осыпной улице (ныне ул. Пискунова) появился один из первых электротеатров в Нижнем Новгороде. Кинотеатр «Бразилия» (а вскоре «Бразильский» с 1901 г.) располагался в деревянном строении до 1938 года. В 1938 году на этом самом месте соорудили Дом студента для института инженеров водного транспорта. Кинотеатр обосновался в новом здании, а название сохранил прежнее, с 1914 года он носит имя «Рекорд».
Архитектором здания студенческого общежития стал А.А. Яковлев, кстати, один из авторов проекта Чкаловской лестницы. Он отвел для Рекорда первые два этажа центрального и правого крыла шестиэтажного здания. Кинотеатр был сооружен однозальным с большим фойе при кинозале и с двухуровневым фойе — ротондой во входной группе.
С 1996 года здание кинотеатра было признано памятником истории и передано в собственность властей области. 25 марта 2005 году заведение было открыто с началом фестиваля в торжественной обстановке после годового ремонта, в котором приняли участие Н. Михалков, Л. Ярмольник, А. Краско и др. – посетители фестиваля «Время. Родина. Кино» в Нижнем Новгороде.
Сейчас «Рекорд» специализируется не только на показе кино,: с 1991 года кинотеатр стал Нижегородским Киноцентром, а с 2016 года — центром культуры «Рекорд» – это кинопремьеры, кинофестивали, конкурсы, тематические кинопоказы, кинолектории, лекции, семинары и «круглые столы» по проблемам кино – и это не весь перечень мероприятий данного заведения.
В кинотеатре можно увидеть фильмы Тарковского, Сокурова, послушать выступления джазовых и рок исполнителей, а также посетить выставки. Также в Рекорде можно как купить билеты, так и получить их бесплатно. Таким образом, центр культуры «Рекорд» стал прожектором современного искусства в различных ипостасях, и что немаловажно, площадкой для нижегородских деятелей культуры (например, выставки нижегородских художников).
ЕЛИЗАВЕТА КУЛАКОВА
комментарии