Как врут федеральные СМИ: Fake news по-русски

#Россия
21 сентября 2017. 18:56

Любой, даже самый далёкий от политики человек, сейчас волей-неволей вовлечён в обсуждение серьёзных мировых проблем. Каждый день нам говорят об угрозах извне, зачастую не боясь преувеличить факты. К сожалению, среди СМИ прослеживается тенденция поддержания враждебных отношений, а не поиска компромиссных решений.

Стоит помнить, что техника полемики в СМИ – это манипулирование. В современной политической ситуации ни у кого нет монополии на истину, она устанавливается в ходе борьбы. Каждое государство борется за свою правду, тем самым развязывая информационную войну, которая является «прелюдией развёртыванию насильственных конфликтов». Существует пара простых, но весьма действенных приёмов, которые помогают СМИ манипулировать аудиторией.

Картинки по запросу совпадение не думаю

Во-первых, это этническое или национальное огораживание. Страну искусственно закрывают в кольцо, внедряя в умы населения идею о внешнем враге и иллюзию постоянной опасности извне. Наиболее ярким примером этого приёма является Северная Корея, где сейчас ведётся активная работа по созданию ядерного оружия.

Во-вторых, это разжигание этнических и национальных конфликтов посредством телевидения. В людях крепнет нетерпимость к народам соседних стран. В сериалах и фильмах давно закрепились «враги» и «злодеи», говорящие на английском или имеющие четкие черты лиц кавказской или арабской национальностей. В американском кино нередко можно услышать пугающий русский акцент.

Картинки по запросу кругом враги

Благодаря работе СМИ все эти глобальные опасности отвлекают аудиторию от проблем, существующих внутри страны.

Приведём очень простой пример: не так давно весь мир был потрясён терактом в Барселоне, но в российских СМИ мы ни слова не услышали о теракте в Сургуте, произошедшем почти сразу после барселонского. В итоге, мы сталкиваемся с ситуацией замалчивания проблемы, ведь СМИ предпочитают не огорчать свою аудиторию печальными новостями из их родной страны.

История о хабаровском Моби Дике, которой не было 

Можно подумать, что техника отвлечения работает, только когда аудиторию пугают внешним врагом. Нет, это не так. Достаточно вспомнить историю из Хабаровского края о бедном китёнке, который во время ночного прилива заплыл в устье реки, а утром не смог оттуда выплыть. В российских СМИ было около трёхсот упоминаний об этом случае. На протяжение нескольких дней аудиторию кормили фактами о доблестных спасателях и специалистах, помогающих бедному животному. Китёнка жалко, но вот была ли такая операция по спасению?

Как оказалось, не было. Руслан Усачев, известный блогер и очевидец происшествия, полностью опровергает информацию, опубликованную СМИ. По его словам, на месте не было и не могло быть ни спасателей, ни специалистов. Рядом оказались только сотрудники национального парка, которые побоялись включить помпу, чтобы облегчить страдания животного. СМИ не раз заявляли о многочисленных помехах в проведении операции со стороны туристов. Но тот же Руслан Усачев утверждает, что именно туристы первые подняли тревогу и начали помогать детёнышу гренландского кита.

Дальше лучше – вертолёт МЧС из Хабаровска. Интересное наблюдение: именно в эти дни в Приморском крае МЧС боролось с японским тайфуном Нору, и все вертолёты были там. Думаю, не нужно говорить о том, что жизни людей ставятся выше жизни животного. Вот и Руслан Усачев утверждает, что никакого вертолёта не было. Он сам вместе с друзьями вынужден был ждать вертолёт несколько дней, чтобы вернуться домой. Так какую же цель преследовали СМИ, до такой степени преувеличивая реальную ситуацию?

Самое грустное во всём этом то, что аудитории не пытаются донести информацию. СМИ активно используют технику запоминания, а не понимания. Например, в начале любого дискурса перед публикой ставятся конкретные тезисы. Дальнейшая речь построена на повторении одних и тех же мыслей.

Картинки по запросу fake news

Таким образом у аудитории создаётся впечатление о понимании материала, но на самом деле она просто запомнила предложенную информацию. Стоит просто вспомнить о многочисленных ток-шоу на федеральных каналах, где каждый день под разными темами и предлогами обсуждаются Украина, санкции США и Запада, а также угрозы радикальных исламских группировок.

Немного бреда вам в уши 

Всеми силами нам пытаются навязать свою точку зрения, а лучший способ — это сделать – победить в споре с противником. Если такового нет, нужно его создать. И этот противник, как мы можем видеть, активно создаётся на протяжение нескольких лет.

Подводя итоги, нужно признать, что в современном телевизионном медийном пространстве наблюдается больше негативных тенденций стимуляции нетерпимости и ксенофобии, чем призывы к толерантности и терпимости. Здесь перед нами встаёт вопрос: стоит ли разрушать информационную блокаду или же безоговорочно верить СМИ?

И на последок о прошедшем дне в России: «Сегодня ничего не произошло, но встающий с колен русский мир должен быть готов к тому, что завтра патронируемый рептилоидами и инопланетянами госдеп США выкинет в его сторону очередную провокационную выходку», — скажет вам телеканал РенТВ.

АЛИНА МОСКВИНА

комментарии