Киберспорт: когда компьютерные игры приносят миллионы

#СоциуМЫ
8 января 2018. 16:55

В наше время невозможно представить себе жизнь без компьютеров. Многие люди используют его не только для серьезных целей, но и для развлечений. Большую популярность получили компьютерные игры. 10-15 лет назад компьютер был далеко не у всех. Поэтому молодежь отправлялась в компьютерные клубы, чтобы сразиться друг с другом в условный Counter Strike или Quake.

Многие игры имели большой соревновательный потенциал, поэтому на базе таких заведений стали проводиться турниры в различных дисциплинах, что дало этому занятию общее название — «киберспорт». В этой статье мы расскажем о его становлении и развитии, особенностях соревнований и положении дел в нижегородской среде.

Gaming, автор — Daniil Alekseev на 500px.com

Киберспорт как новый вид спорта

Его история началась в конце 90-х годов. В 1997 в США была основана Cyberathlete Professional League, которая провела первый официальный турнир по дисциплине Quake. В 2001 году Россия стала первой страной, которая включила киберспорт в список официальных видов спорта. Правда, пробыл он там недолго, до 2006 года.

Только в 2016 году киберспорт вновь внесли в реестр официальных видов спорта, где он и находится по сей день. Так что сейчас любой игрок в теории может стать КМС по FIFA. Довольно интересные перспективы, правда?

Киберспорт во многом похож на футбол или хоккей: у команд есть тренеры, форма, которую украшают логотипы спонсоров, контракты и довольно серьезные зарплаты. Вместо фамилий на их спинах обычно можно увидеть ники. Игры также требуют постоянных тренировок и упорной работы. Сейчас киберспорт вышел на такой уровень, что пробиться в число лучших очень сложно, для этого придется потратить много времени и сил.

Особенностью этой дисциплины можно считать то, что она позволяет профессионально заниматься спортом абсолютно всем людям, так как не требует большой физической активности. Поэтому даже человек с лишним весом, которому не удалось бы выйти на высокий уровень, например, в футболе, может показывать прекрасные результаты в FIFA. Однако многие «геймеры» стараются следить за своей формой, регулярно заниматься спортом.

ASUS ROG Masters - Dota 2 Tournament winners, автор — Abdulrahman Yousif на 500px.com

Особенности турниров

Виртуальные дисциплины можно разделить на две группы: командные и одиночные. К первым относятся шутеры (Counter Strike, Call of Duty) и MOBA игры (Dota 2, LoL), ко вторым — спортивные симуляторы (FIFA), файтинги (Mortal Kombat) и стратегии (Starcraft).

Турниры также делятся на два типа: онлайн (игроки соревнуются между собой через интернет, зачастую находясь дома) и лан (игроки собираются в одном месте, например, в компьютерном клубе).

Большое влияние на популяризацию киберспорта оказывают компании-разработчики. Они вкладывают деньги в проведение турниров, что позволяет повысить популярность игр и мотивировать игроков к участию в соревнованиях.

Например, призовой фонд турнира по Counter Strike: GO под названием PGL Major Krakow, который прошел минувшим летом, составил 1 миллион долларов. А на крупнейшем турнире по Dota 2 The International в этом году было разыграно около $25 млн.

Похожее изображение

PGL Major Krakow

Разработчиком этих игр является компания Valve, которая оказала огромное влияние на развитие виртуальных состязаний. Началось все в 2011 году, когда состоялся первый The International, позднее ставший ежегодным. Он был призван привлечь внимание к Dota 2, которая тогда еще находилась в стадии разработки.

Турнир заинтересовал людей большим призовым фондом (около 1,5 миллионов долларов) и лучшими командами. Игра быстро стала очень популярной, и многие мечтали оказаться среди тех, кто сражается на самом престижном соревновании по дисциплине. В Valve решили продолжить активную соревновательную рекламную компанию и с другой игрой, Counter Strike: GO, по которой тоже регулярно проходят турниры, пусть и с меньшим призовым фондом.

Кстати, в составе команды Gambit, которая летом заняла 1 место на турнире PGL Major Krakow и заработала 500 тысяч долларов, есть россиянин, Михаил «Dosia» Столяров. Наши соотечественники выступают и в составах других известных команд по CS:GO — Natus Vincere и Flipsid3. Кроме того, на The International традиционно принимают участие команды из СНГ, среди которых есть представители России.

Михаил «Dosia» Столяров (фотография взята с официальной группы Михаила во «Вконтакте»  

Киберспортивные турниры спонсируют не только разработчики, но и другие компании. Конечно, активно участвуют в проведении турниров и производители комплектующих к ПК, игровых аксессуаров, ведь участники и зрители как раз составляют их целевую аудиторию. Кроме того, среди спонсоров можно встретить букмекерские конторы, сети ресторанов и многие другие компании.

Нижегородский киберспорт

В нашем городе на постоянной основе проводятся турниры по Counter Strike: GO и Dota 2 на базе компьютерного клуба QWERTY, по FIFA и файтингам на базе игрового клуба PLAYROOM, а любители Hearthstone могут сразиться друг с другом в клубе настольных игр «МиплТаун». В турнирах может принять участие любой желающий, нужно только заплатить вступительный взнос.

«Мы стараемся всячески популяризовать тему настольных и близких к ним компьютерных игр в Нижнем Новгороде. Турниры — это именно то, что позволяет собрать вживую большое количество игроков (что, несомненно, приносит им удовольствие), а также осветить эту тему для тех, кому интересны подобного рода игры и ивенты. Сейчас у нас проходят турниры по Hearthstone и Gwent, т.к. это наиболее популярные ККИ (примеч. ред. — Коллекционная карточная игра), имеющие онлайн версию. К тому же, они бесплатны, в них можно успешно играть без вложений, что, несомненно, является плюсом для начинающих игроков», — говорит Артем Синицын, совладелец «Миплтаун».

Большое влияние на развитие компьютерного спорта оказывает Федерация киберфутбола Нижнего Новгорода.

«Киберспорт в Нижнем Новгороде развивается семимильными шагами, но это только в ПК версии. На приставках пока такой популярности нет, однако мы работаем над этим: популяризуем, стараемся, отдаём переподчинение Киберфутболу. Популяризуем киберфутбол, организуя ежемесячные турниры в рамках Киберфутбольной Лиги Нижнего Новгорода, а также проводим отборочные турниры к Кубку России, Чемпионату России», — считает совладелец игрового клуба «PLAYROOM» Максим Гаврилов.

Cовладелец игрового клуба «PLAYROOM» Максим Гаврилов (фотография взята с личной страницы) 

Особо стоит отметить игрока в футбольный симулятор FIFA под ником «Timon», он же Андрей Гурьев. На турнире по киберфутболу, который организовала Российская Футбольная Премьер Лига, Андрея в качестве представителя выбрала одна из самых известных команд нашей страны, ЦСКА.

Иногда нижегородский киберспорт выходит за рамки компьютерных клубов. Этим летом в MILO Concert Hall транслировали The International, а в прошлом году там проходил финал 7 сезона Нижегородской киберспортивной лиги по дисциплинам Dota 2 и Counter Strike: GO. Такие крупные мероприятия обычно собирают большое количество зрителей, что говорит о довольно высоком уровне интереса к виртуальным баталиям среди жителей нашего города.

Перспективы есть!

Сейчас киберспорт находится на подъеме. Проводится масса турниров с высокими призовыми, которые вызывают большой интерес у зрителей. Игроки получают хорошие зарплаты, даже в средних командах их уровень держится на уровне нескольких тысяч долларов, в топовых коллективах эта сумма достигает нескольких десятков, а в редких случаях и больше.

Киберспорт уже давно вышел за рамки компьютерных клубов, это серьезный бизнес, который требует профессионального отношения к игре. Люди посвящают ему большую часть свободного времени, усердно тренируются, чтобы добиться успеха. Конечно, его популярность далека от футбола или хоккея, но стоит принять во внимание, что он возник лишь в конце прошлого века, а его конкуренты появились гораздо раньше.

Наблюдается тенденция к увеличению популярности киберспорта, поэтому кто знает, что будет популярнее через сто лет: финал Лиги чемпионов или условного The International?

ДМИТРИЙ КУЗНЕЦОВ

комментарии