
Метаморфозы происходят в искусстве постоянно. Деятели ищут перформансы во всем и постоянно пытаются удивить публику. Но кто пытался соединить постановку с заводом? В Нижнем Новгороде преобразовывали звучание ГАЗа, а мы посмотрели и рассказываем, как происходит «разработка» искусства.
Виктор Рыжаков, недавно принявший руководство легендарным театром «Современник», подвел итоги 3-й сессии международной лаборатории «Линии театра», которую он курирует в Нижнем Новгороде.
26 января мастер специально приехал в Нижний, чтобы принять участие в очередном этапе проекта. Международная школа-лаборатория «Линии театра» — проект, реализуемый в течение года. Его организует Центр театрального мастерства при поддержке фонда «Вольное Дело», министерства культуры Нижегородской области, Школы-студии МХАТ, Центра имени Вс. Мейерхольда. Это исследование для театральных специалистов с участием молодых артистов нижегородских театров, тема которого обозначена как «ГАЗ — память места». Материал собирается участниками лаборатории непосредственно на конвейерах автозавода в Нижнем Новгороде, в общении с рабочими, технологами, инженерами предприятия.
Итогом лаборатории станет спектакль на площадке «Центра театрального мастерства».
Работа лаборатории и подготовка спектакля под кураторством Виктора Рыжакова — художественного руководителя Центра имени Мейерхольда, а теперь и главы театра «Современник» идёт в нескольких плоскостях. Ранее труппа работала над драматургией и сценографией, а в минувшее воскресенье настала очередь звукового рисунка спектакля. В марте актеры перейдут к хореографии.
Проработка каждого блока заканчивается сессией, где актеры показывают свое решение темы, будь то работа механизмов и конвейера автомобильного завода, похожая на биение сердца, или люди, для которых работа на заводе и жизнь дома обратились в единую судьбу.
Показ 26 января, посвященный работе над звуковым рисунком спектакля, длился более 4 часов. За это время актеры практически не произнесли ни слова, но пространство было постоянно наполнено звуками. Их издавали совершенно обыденные предметы.
Воля режиссёров и актерское мастерство превращали воду, воздушные шарики, пластиковые бутылки, картонный тубус и жестяную трубу в полноценных звуковых партнеров. Их ноты сплетались в симфонию производства, они отбивали ритм работы станков и шуршали шинами новеньких «ГАЗелей». Сюда же органично вплетались бытовые звуки, которых не замечаешь в повседневной жизни: свист чайника по утрам, стук столовых приборов.
Творческая группа: режиссёры, сценаристы, кураторы блоков, актёры — частые гости на ГАЗе. И не только на экскурсиях, они трудились и на производстве, чтобы вжиться в пространство и время работников завода. Они не один день вслушивались в саундтрек конвейера, улавливая интонации рабочих.
Несмотря на смелые эксперименты, Виктор Рыжаков постоянно апеллирует к Станиславскому и «Амаркорд» Феллини — классику кинематографа. Синтез инноваций и классической школы сближают заводское производство и театр.
Такое необычное слияние обсуждали и после представления. Актеры говорили о большой внутренней работе, которая необходима для участия в театральном эксперименте.
«Наша работа не укладывается в рамки привычного «он любит её, она любит его».Сегодня здесь собрались люди, которые раздвигают рамки привычного мира и хотят большего, которые готовы к выходу из зоны комфорта. Это и есть творческий поиск. Мы делаем нечто новое, какие-то моменты невозможно объяснить, человек должен их почувствовать, впитать, переработать, пропустить через себя и выдать зрителю, не сфальшивить. Сейчас у нас много рабочего материала, сегодняшняя сессия даёт понимание звукового решения проекта», — Виктор Рыжаков, руководитель театра «Современник».
Пока неизвестно, каким получится спектакль. Вряд ли мы увидим обычную производственную драму или примитивную агитку. Слишком много труда вложено, а задачи поставлены непростые: преобразовать звучание ГАЗа.
АННА НЕНАШЕВА
комментарии