
Помните знаменитую фразу Дмитрия Медведева «Денег нет, но вы там держитесь»? После нее в интернете появилась куча мемасиков, а сам образ политика стал ассоциироваться с этим высказыванием. Все тогда очень дружно посмеялись. Но оказалось, что денег-то и правда нет.
Как бы ни били себя в грудь «путинисты-патриоты», надо признать, что санкции все-таки нанесли ущерб российской экономике. Кроме того, правительственный курс с уже набившим оскомину набором аргументов, что «все у нас хорошо», образовал в бюджете России огромную дыру. И залатать ее придется нам — гражданам этой страны. Это никоим образом не призыв, а скорее факт.
К правительству Медведева уже возникло множество вопросов. Единственное, чем может доказать свою значимость и работоспособность премьер, — это цифры.
«Как ничего не менять в действительности, но при этом сэкономить, повысить уровень ВВП?», — задаются таким вопросом во власти. Очень просто: нужно больше налогов. Правда, эти налоги должны быть оправданны.
Согласно теории общественного договора Жанна Жака Руссо, люди должны подчиняться государству, которое в свою очередь наделяет их «благами». Но почему-то не в нашей стране. Дело в том, что за «благами», которое дает государство, скрывается новая порция налогов. Ведь правительство постоянно говорит о том, что деньги с этого сбора пойдут на решение какой-то наболевшей проблемы.
Однако как мы видим, ситуация не улучшается, проблемы (например, многострадальные дороги) не решаются. Зато нам предлагают новые «блага», за которые также нужно будет платить.
Одним из первых таких благ стала «оптимизация здравоохранения». Суть ее такова, что сокращается число больничных коек, а вместе с этим происходит и слияние больниц. В СМИ уже прозвучала информация о том, что количество лазаретов в России может быть равно их числу на состояние 1913 года.
Тут сразу вспоминаются «Записки юного врача» Михаила Булгакова, когда к главному герою в больницу жители ближайших деревень добирались несколько дней несмотря на любые погодные условия и состояние больного. И врач работал с пациентами до самой ночи, а потом просто валился с ног.
На самом деле, мало что изменилось и в XXI веке. Недавно моя знакомая рассказала, что провела в деревенской больнице на приеме у хирурга более 5 часов. Этот врач в свой кабинет принимал абсолютно всех подряд: женщин, детей, стариков.
Дело в том, что эта больница рассчитана на несколько населенных пунктов. Знакомая сказала: «Видимо, он (хирург) очень сильно любит свою работу». Возможно, только любовь и клятва Гиппократа сдерживают его, чтобы не послать все к чертям. Скорее всего, он так же, как и почти 100 лет назад герой Булгакова, приходит домой и валится с ног.
Почему «любовь и клятва Гиппократа», а не деньги? Врачи в нашей стране, а уж тем более в деревнях и поселках, получают ничтожно мало. Например, менеджер какого-нибудь «Бургер Кинга» зарабатывает чуть больше. При том, что врач отвечает за жизнь от кончика пальцев до головного мозга, а менеджер сети фастфуда — за ваш обед и возможное ожирение.
Еще одно нововведение — онлайн-консультации. Не совсем понятно, как это будет проходить, потому что далеко не вся Россия покрыта интернетом. При этом мне кажется, что это должен быть высокоскоростной интернет LTE. А у нас-то и 3G не во всей местности ловит. Зато меньше назойливых больных. Ведь как мне сказала одна медсестра: «Сейчас учат лечить болезни, а не пациентов».
Если вы человек, который интересуется политикой, а особенно внутренними процессами нашей страны, то, наверное, помните про забастовку дагестанских дальнобойщиков. Если нет, то я очень кратко расскажу, чем она была вызвана.
Началось с новой системы, которую внедрило правительство РФ, — «Платон», или на понятном сленге «плата за тонн». Суть в том, что власть пришла к мнению, что большегрузы портят российские дороги, и надо обязать этих «негодяев» платить налог, чтобы компенсировать траты на их строительство.
Когда в Россию пришел Наполеон, он произнес знаменитую фразу: «В России нет дорог, а есть лишь направления». Собственно, с этого момента мало что изменилось.
По последним данным Росстата от 2009 года, Россия уступает по протяженности дорог Китаю, Японии и Франции. Например, Франция по площади — как Нижегородская область, но при этом она имеет 1 тыс. с лишним километров (на состояние 2006 года), а та же Нижегородская область — в 1,5 раза меньше. Это говорит о том, что в рамках одной страны не наблюдается проблем с перемещением из одной части в другую, в отличие от отдельно взятого региона нашей страны.
Фотограф Сергей Фендриков
Поэтому не совсем понятно, какие дороги портят большегрузные машины. Допустим, речь идет о федеральных трассах, на которые и ложится весь объем, но ведь существует транспортный налог, за счет которого и должно осуществляться строительство.
Придумали систему «Платон». Плата за 1 км составляет 1,9 руб. на машины, которое везут груз от 12 тонн. Как это коснётся простых граждан? Представьте себе, что вы очень хотите арбуз и идете за ним в магазин. Но вы хотите именно астраханский арбуз. Чтобы привезти, его загружают в фургон и из Астрахани отправляют в Нижний Новгород. Между городами расстояние 1 409 км. По системе «Платон» перевозчик должен заплатить более 2 600 руб.
Теперь ему нужно эту сумму компенсировать — это напрямую влияет на цену вашего такого желанного арбуза в магазине. А если представить, что мы с вами питаемся не только арбузами, и так пройтись по каждой категории товаров, то при взгляде на чек и количество купленного товара в тележке становится довольно грустно, и возникает следующая мысль: «Странно, а на прошлой неделе за те же деньги я купил гораздо больше…»
Фотография взята с портала 500 px
«Законы можно и поменять, если нужно», — такая незамысловатая фразочка прозвучала в детской (как многим хочет казаться) книжке. Это высказывание прекрасно подходит под сегодняшние российские реалии, только ее можно переиначить как «на законы можно и наплевать, если нужно».
Так у нас в стране закрыли ладошкой статью 27 Конституции РФ и ввели курортный сбор на территории Краснодарского, Алтайского, Ставропольского краев и Республики Крым. При этом в главном законе страны написано о том, что гражданин России может свободно перемещаться по территории РФ. Оказывается, не совсем.
Сделано это для того, чтобы улучшать инфраструктуру этих регионов, а также в качестве платы за пользование этими территориями. А стоимость того, что вы, скажем, ходите по поселку Лазаревское, купаетесь в море, собираете ракушки, лежите на пляже на горячих камнях, — 100 руб. в сутки.
Фотография Андрея Буторина
Законодатели говорят, что собранные средства будут иметь целевое назначение: поступая в Фонд развития курортной инфраструктуры, они затем будут «возвращаться» в виде работ по благоустройству и модернизации зон отдыха. Иными словами, граждане России должны вкладываться в развитие инфраструктуры. Мы, а не государство.
Правда, стоит отметить, что формально, с точки зрения законодательной базы, никакого нарушения нет. Ведь этот налог, скорее всего, уже будет включен в стоимость вашей туристической путевки.
Теперь представьте, что у вас в семье четыре человека и вы решили отправиться на российский юг на 10 дней. Вы обязаны будете заплатить 4 000 руб., чтобы покупаться в море и полежать на солнышке. Также не будем забывать, что нужно оплатить проживание и питание в отеле, а если захотите побывать на экскурсии, то еще и оплатить экскурсионный сбор с каждого отдыхающего.
Фотография Андрея Буторина
Посчитав, сколько у вас улетит денег, чтобы полежать 10 дней на солнышке всей семьей в том же Лазаревском, вы ужаснетесь и в следующий раз поедете отдыхать в Турцию или Тунис.
Еще одно нововведение было принято этим летом, и касается оно «Воздушного кодекса РФ», а именно плата за провоз багажа по невозвратным авиабилетам. Суть этих невозвратных авиабилетов очень простая — невозвратными считаются те, что самые дешевые.
Появились эти так называемые «коты в мешках» в 2014 году. Тогда и была внесена такая поправка в кодекс. В теории предполагалось, что принятие такого закона создаст условия для развития рынка бюджетных авиакомпаний в России. На практике оказалось, что все гранды, начиная с «Аэрофлота», тут же сделали свои самые дешевые билеты невозвратными.
Что же такое невозвратный билет? Как выходит из названия, это те, которые невозможно вернуть. Я связался с компанией «Аэрофлот», чтобы заказать себе билет на самолёт из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург в эконом-классе.
Можно взять эконом-класс по системе невозвратных билетов за 8 000 руб., а можно взять эконом-класс по системе премиум за 10 500 руб. Все очень просто: если в первом случае вы не успеваете на свой рейс — теряете 8 тыс., то во втором — ничего не теряете, и деньги возвращаются в полном объеме.
Фотография Макса Франсова
Сейчас на такую систему перешли абсолютно все: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «S7», «UTair». Никаких альтернатив больше не осталось. Но, согласитесь, не так часто приходится отменять запланированный отпуск или дальний визит к родственникам. Все это можно пережить.
Однако с новой поправкой, получившей в народе название «Закон о багаже», оказалось все намного интереснее. Я решил слетать на Кипр в середине сентября. Зашел на сайт уже другой компании, «S7». Сайт выдал два варианта эконом-класса: «Базовый» и «Гибкий» за 8 000 руб. и 10 000 руб. соответственно. Как с первым вариантом, «базовый тариф» — невозвратный билет. Но я лечу на отдых, который запланировал, вряд ли что-то может сорваться. Поэтому меня интересует провоз багажа.
По новому законодательству в стоимость невозвратных билетов не входит багаж. Его нужно оплачивать отдельно. В авиакомпании «S7» сказали, что стоимость багажа 50 евро или еще 3 500 руб. в переводе на наши деньги сверху с одного человека за один багаж до 23 кг. Итог: базовый тариф равен 11 500 руб.
Конечно, для тех, кто летает по командировкам, — это замечательная история, но, согласитесь, что на отдых летают намного больше.
«Закон на багаж» увеличил цену на отдых, который и без того многим россиянам обходился в «копеечку». Но, как сказал Вячеслав Володин: «Путешествуйте налегке».
Иногда деятельность правительства доходит до полного абсурда. В СМИ появилась информация о том, что депутаты рассматривают вариант введения «Закона о тунеядстве» и налога на лесные ресурсы (грибы и ягоды). Правда, все это было через несколько дней опровергнуто, но слухи никогда не появляются просто так.
К примеру, наши соседи белорусы уже ввели закон о тунеядстве на территории своей страны. Что он из себя представляет? Если ты здоровый человек и не работаешь, платишь 12 000 руб. в год. У нас в медиа прозвучала информация о том, что в России сумма может составить 20 000 руб.
Опять же, все исходит из лучших побуждений: ликвидация безработицы и социальная справедливость. Уже можно говорить о том, что такой закон приведет к тому, что произойдут сокращения заработной платы, и люди согласятся работать за копейки.
Многие сейчас работают на фрилансе — это люди творческих профессий. Чтобы не попасть под этот закон, им необходимо становиться индивидуальными предпринимателями, а потом делать отчисления в налоговую. Но не все фрилансеры столько зарабатывают. Не все способны платить по 18 тыс. в год. Это все приведет к увяданию творческого начала в человеке и стагнации культуры и общества в целом.
Еще одним странным явлением в нашем законодательстве мог бы стать налог на грибы и ягоды. Только вдумайтесь: чтобы сходить в лес и насладиться его дарами, тоже пришлось бы платить. А деньги уходили бы на поддержку окружающей среды. Стоит сказать, что это понятие очень размытое. Все, что нас окружает, — это и есть «окружающая среда», и воздух — ее часть.
В народе после каждого нововведения, которое касается кошелька граждан, звучит фраза: «Вы еще налог на воздух введите». Так вот, чувствуется, что скоро это может стать явью.
С кем только ни сравнивали человека, каким животным он только ни был. Вот пришло время сравнить его с одним из природных богатств — нефтью. Ее не надо улучшать, за ней особо не надо следить. Только внедряешь новые технологии и продолжаешь выкачивать. Вот и получается, что российская действительность такова, что теперь человек — это нефть.
Именно его деньгами, судя по перечисленным законопроектам, и намерены компенсировать дыру в бюджете. Это очень удобно. Именно его зарплатами планируется строительство туристической инфраструктуры. Именно его сбережениями планируется строительство дорог и сохранение лесных богатств.
А что в итоге? Новая порция законопроектов и очередные поборы с населения? И вот фраза Дмитрия Анатольевича про «вы там держитесь» уже не кажется такой веселой.
ЕГОР ТИМОШЕНКО
ФОТОГРАФИЯ НА ОБЛОЖКЕ DMITRIY B
комментарии