«Мир Дикого Запада»: кровавая революция Джонатана Нолана и пять причин в ней поучаствовать.

#Мир
4 июля 2018. 09:13

Только что завершился второй сезон «Мира Дикого Запада», едва ли не самого популярного телесериала от HBO. Несмотря на возросшую критику картины за сложность сюжета Джонатан Нолан и Джей Джей Абрамс во втором сезоне окончательно доказали: шоу уровнем выше на сегодняшний день просто не существует. Делимся впечатлениями и объясняем, почему «Мир Дикого Запада» должен посмотреть каждый.

Без спойлеров.

Идейно сериал поддержал заявленную своим первоисточником («Западный мир» 1973 года) тему и показал зрителю высокотехнологичный парк развлечений, главной особенностью которого стали андроиды, как две капли воды похожие на людей. Гостям комплекса, стилизованного под любимый многими Дикий Запад, предлагалось делать с роботами все, что они пожелают.

Впрочем, столь пользовательское отношение к машинам проявляли не все — явным исключением стали их создатели. «Боги» парка пробуют зародить в лабиринтах программного кода андроидов рефлексию, сознание, возможно, более совершенное, чем наше.

Как раз об этом восхождении и повествуют первые 10 серий «Мира Дикого Запада», где Лабиринт — символ и цель всего сюжетного блока картины.

«У бурных чувств неистовый конец» — эта фраза неоднократно повторяется в первом и становится как бы заголовком второго сезона. Здесь порядок и поиск сменяют хаос и кровавая борьба нового вида за свободу от его несовершенных создателей. «Развитие или смерть» — к такой мысли приводят вышедшие 20 серий нашумевшего сериала, а такая долгожданная революция заставляет ещё больше ждать выхода следующего сезона.

Джонатан Нолан — постоянный соавтор своего брата Кристофера и сценарист большинства его шедевров. Нолан лично выступил режиссером первой серии. Каждый эпизод первого сезона поставлен отдельным режиссером: среди них Нил Маршалл, Винченцо Натали, Мишель МакЛарен и другие достойные кинематографисты. В финальной же серии Нолан снова взял вожжи в свои руки.

Теперь разберемся, что же всё-таки так выделяет «WestWorld» в общем сегменте изобилующих сегодня сериалов.

1. «Мир» Нолана — игра с множеством вопросов.

В сериале три временных линии, события которых перемешаны друг с другом и практически до самого конца зритель не понимает, что происходит. Модель повествования похожа на фильм «Помни» (Memento), чьим сценаристом был тот же Джонатан Нолан. На премьере этого фильма он познакомился со своей будущей женой, Лизой Джой. Она стала исполнительным продюсером сериала.

Сериал превратился в такую же игру, в которой зрители принимали непосредственное участие. Каждая серия задает все больше вопросов и редко дает на них очевидные ответы. Однако сценаристы разложили по всему хронометражу первого сезона десятки подсказок, и внимательные зрители складывали их воедино. Как паззл. Нолан не был бы Ноланом, если бы не пытался свернуть сюжет в хитрую фигурку оригами, накладывая один слой на другой и поворачивая под нестандартным углом. Есть в Westworld и твисты ради твистов, и предсказуемые неожиданные повороты.

2. «Это ни на что не похоже»

Вообще, нужна огромная смелость, чтобы в наши дни делать сериал про андроидов. Такие истории были актуальны и популярны в семидесятых-восьмидесятых, когда создание искусственного интеллекта стало реальностью. И, вроде бы, там же они и остались, потому что все сопутствующие морально-этические проблемы решились довольно быстро. Так что максимум, чего следовало ждать от нового «Мира Дикого Запада» — модный нынче круиз по волнам культурной памяти, дань уважения классическому фильму 1973 года и талантливую стилизацию вроде «Очень странных дел». Вместо этого Джонатан Нолан выкопал казавшиеся решенными вопросы и задал их заново. В итоге, «Мир Дикого Запада» прямо сейчас является самым популярным телепроектом планеты (см. соответствующую страничку на IMDb).

А ведь это именно фильм, и именно большой. То есть дело даже не в «топовых» актерах, не в огромном бюджете и не в трендах последних лет. Просто первый сезон «Мира Дикого Запада» — абсолютно законченное, самодостаточное произведение, снятое самым «олдскульным» способом из всех возможных. Тут нет ни одного лишнего кадра, лишнего диалога, лишней мизансцены — все выверено посекундно.

Нолан будто бы и не жил в мире кинематографа последние двадцать лет, будто и не имел отношения к одним из самых важных фильмов современности — никаких новомодных штучек, никакого постмодерна— только сдержанный реализм и очень, очень много пищи для размышлений. Есть история, есть рассказчик, есть зритель. При просмотре «Мира Дикого Запада», больше не существует ничего.

Один из персонажей тут говорит другому: «Разве у вас, писателей, нет такого правила: не рассказывай — показывай?» Именно этим Нолан и занимается все десять эпизодов: показывает. Как выяснилось, сейчас это очень редкое искусство.

3. Энтони Хопкинс — бог
(без шуток, именно ему досталась роль создателя парка)

Нолан собрал в своем сериале с десяток узнаваемых лиц, и все они проделывают качественную работу. Роль доктора Форда сыграл Энтони Хопкинс.

Когда актер ознакомился со сценарием, то сразу же согласился на участие в съемках. Его утвердили одним из первых. И надо признать, что мэтр крадет каждую сцену, в которой участвует. Сразу видно, что именно для него писались лучшие монологи и диалоги. Исполняет он их на неизменно высочайшем уровне, восхитительно работая с полутонами. Он вроде везде одинаков, но вот вы воспринимаете Форда в качестве «мудрого доброго старца», а через секунду на экране «матерый хищник», не растерявший за годы ни капли коварства.

В образе Долорес, девушки-андроида и главной героини сериала, предстала Эван Рейчел Вуд. Переговоры с актрисой, касательно участия в съемках, также не заняли много времени, вскоре она присоединилась к Хопкинсу.

Остальные представители центральных ролей пополнили команду актеров не сразу. Так, к примеру, переговоры с агентом актера Джеффри Райта продлились дольше всего. Дело в том, что актер параллельно был задействован в нескольких кинопроектах, и из-за этого хотел отказаться от участия в «Мире дикого запада».

Другой ветеран экрана, Эд Харрис, сыграл привычную для себя роль старого «волка-одиночки», жестокосердного и непреклонного. Именно таким и должен быть «Человек в черном», один из ключевых персонажей истории. Не исключено, что, сыграй его кто-то другой, не обладающий такой темной харизмой, достичь необходимого эффекта не получилось бы.

4. Масштабы и бюджет

«Мир Дикого Запада» запрограммирован на то, чтобы через два года занять место «Игры престолов». Гигантомания нового сериала проявляется практически во всем: бюджет первого сезона — 100 миллионов долларов; сумма, потраченная на часовой пилот, — 25 миллионов. Авторы настояли на том, чтобы сериал снимался на пленку, поэтому его прерии, каньоны, салуны и железные дороги выглядят именно так, как в «Великолепной семерке» и «Хорошем, плохом, злом».

В итоге трансляция «Мира Дикого Запада» началась с очень хороших цифр: в эфире HBO ее посмотрели 1,96 миллиона зрителей. Это меньше, чем у дебютных серий первого сезона «Настоящего детектива» (2,33), «Игры престолов» (2,22) и «Службы новостей» (2,14), но с учетом сервисов HBO Now и HBO Go аудитория «Мира Дикого Запада» увеличивается уже до 3,3 миллиона — и это лучший показатель HBO за последние годы. Дальше цифры точно будут расти, потому что вселенная «Мира Дикого Запада» создана сильными драматургами, азартно цитирующими не только другие киноработы, но и литературные произведения, музыку и живопись.

5. От «Игры престолов» к Джонни Кэшу

Сериал выглядит дорого, как это и положено в наш век высококачественного телеконтента. Здесь все не ограничивается сияющей хайтеком лабораторией и пыльной ковбойской деревней, а полно натурных съемок просторных каньонов, ветреных прерий, благодатных пастбищ и широких рек.

Все это сопровождается изобретательным саундтреком Рамина Джавади («Игра престолов», «Тихоокеанский рубеж»), который умело дрифтует между двумя жанрами и разными эпохами. Настолько умело, что когда в салуне механическое пианино начинает играть песню группы Soundgarden в стиле кантри-энд-вестерн, это звучит вполне органично. Уже не говоря о том, что головорез в исполнении Родриго Санторо ведет перестрелку под «роллинговскую» Paint It Black, как будто ее написал Эннио Морриконе (итальянский композитор, аранжировщик и дирижёр; прим. ред.).

При этом гениальность «Мира» даже не в том, что он смог заставить циничную аудиторию двадцать первого века задуматься над банальными вещами. И не в том, что Нолан смог выдержать высочайший уровень на протяжении стольких недель — что для фильма с такой сложной подачей, с таким количеством загадок, прямых вопросов зрителю — невероятное достижение. Гениальность «Мира Дикого Запада» в том, что это, пожалуй, самое гуманистическое кино за долгие-долгие годы, которое смогло достучаться до сердца каждого.

АРТЕМ ЭСАУЛОВ

комментарии