Гид по нижегородским камерным театрам — где посмотреть необычную постановку?

#Город
21 марта 2019. 10:07

У каждого из нас есть воспоминания, связанные с театром: для одного — это первый поход в театр кукол, для другого — поездки со всем классом на оперу «Евгений Онегин». Такие моменты объединяет одно: чаще они родом из детства. Мы пообщались с руководителями и участниками уникальных нижегородских коллективов, которые рассказали, что такое современный и нетипичный театр.

Театр «Преображение»

Спектакль «Пойдем в кино?!». Фото: Иван Бочарников

Жанр: музыкально-пластическая драма.

«Театр „Преображение“ сравнительно молодой — он был основан в 1990 году, а статус муниципального получил в 2002-м. Особенность нашего театра заключается в титульном жанре — это музыкально-пластическая драма. Он единственный в регионе, развивающий направление физического театра, в репертуаре которого есть и драматические, и детские спектакли и концерты. Актеры способны донести до зрителя важную информацию, не говоря со сцены ни слова — через жест, мимику, танец, движения тела.

Большинство спектаклей в нашем репертуаре — это пластические постановки: комедии, драмы, мелодрамы, фантасмагории, многие из которых отмечены премиями на различных театральных фестивалях. Зрителю нужно быть готовым воспринимать сюжет через действие, следить за постановкой, актерами, музыкой и настроением. Да, в афише присутствуют и классические спектакли с диалогами, но их немного. Зрителей может удивить то, как много актер передает через танец или пластику,» — Иван Бочарников.

Группа театра ВКонтакте.

Театральный проект La_La_course

Фото: Ирина Гладунко

Жанр: учебный театр.

«La_La_course — это объединение студентов 3 курса отделения „Актер драматического театра и кино“ НТУ им. Е.А. Евстигнеева, студенческий театр с профессиональной точки зрения. Это легкость, энергия молодых, свежий взгляд на искусство, опирающийся на безграничные знания, накопленные основателями и представителями русской театральной школы. Что касается наших работ на профессиональной площадке, то все спектакли разноплановые. Наша первая работа была документальной — это спектакль-вербатим „МаМы“ (режиссер Ольга Лысак).

Это реальные сокровенные истории наших мам, без цензуры и каких-либо изменений. За ним следовала работа для детей — постановка „Дневник Фокса Микки“ (режиссёр Елена Кирдянова) по мотивам рассказа отнюдь не детского автора Саши Чёрного, сюжет которого актуален и интересен не только детям. Последняя премьера в прошлом году — это класс-концерт „DIVERTISSEMENT“ (режиссёр Татьяна Ягунова), который визуально рассказывает: чему, зачем и как обучаются сегодня актеры.

До конца мая ожидается еще премьеры. Помимо спектаклей в Учебном театре мы откликаемся на предложения разных площадок о выступлении и совместном сотрудничестве („ИЛИ-ФЕСТ“, выступление в Выставочном комплексе в рамках всероссийской акции „Ночь искусств“ и т.д.). Радует, что благодаря нашим коллективным работам ребят приглашают сниматься индивидуально. Пожалуй, особенность „проекта“ — это наша задача: популяризация профессионального театра. Изо всех сил мы пытаемся показать, что театр — это не скучно и нудно, а актуально и интересно!» — Александра Шапкова.

Группа театра ВКонтакте.

Театр танца OK‘NO

Фото: Виктория Кутовая

Жанр: танцевальный театр

«Мы полностью отличаемся от других театров Нижнего Новгорода. В первую очередь мы — театр танца, и в своих постановках мы не обманываем зрителя, не даём иллюзий, так как „тело никогда не лжет“ (высказывание Марты Грэм — прим. ред.). Кроме того, мы — молодой, современный театр с незамыленным взглядом на искусство и механику постановки. Мы не цепляемся за традиции классической школы и стандартные методы удержания зрителя. Мы не пытаемся, как другие, пересказать уже всем известную историю, например, „Ромео и Джульетты“, уже в тысячный раз с новым видением. Напротив, мы создаем новое, говорим то, о чем действительно хотим сказать: что важно, что видим, слышим, чувствуем. В спектаклях зритель может увидеть себя, нас, соседей, друзей — любых людей.

Мы говорим о реальности как есть — через призму нашего восприятия мира. Еще одной важной особенностью можно назвать состав: нас, основателей театра танца OK‘NO, четверо — каждый с уникальным танцевальным опытом, со своей историей жизни. Нам есть, что сказать, и мы умеем воплощать наши желания на сцене. Мы собрали очень сильную команду для нового спектакля „Выход“: каждый из участников вносит свой вклад в общее творчество, и вместе нам удается создавать интересные концепции и сюжеты, необычные выходы из обыкновенных ситуации,» — Алексей Харитонычев и Анаит Диленян

Группа театра ВКонтакте.

«Драма_talk»: между текстом и театром

Читка «Гармония». Источник:официальная группа ВКонтакте

Жанр: читка пьес современной драматургии

«У „Драма_talk“ несколько особенностей: первая — фокус на современной драматургии, будь то российская, французская, немецкая или любая другая. Нам важно дать возможность всем участникам читок — зрителям, режиссерам, актерам — познакомиться с кругом проблем и историй, которые сегодня значимы и обсуждаемы в обществе (ведь театр — это история про жизнь людей). Важны форма и язык, на котором обо всем вышеперечисленном пишется — зачастую они своеобразны.

Тут мы переходим ко второй особенности проекта, также связанной с языком — это дискуссии и обсуждение пьес. После каждой читки проходит „разбор“ идей, впечатлений, иногда вплоть до лингвистического анализа текста. Эти итоговые дискуссии в последние пару-тройку лет (а проект существует уже 8 лет) стали чрезвычайно продуктивными: у зрителей есть потребность в обсуждении и размышлении над увиденным и услышанным. Один из самых важных результатов — формирование культуры дискуссии пьес и языка (не то чтобы он какой-то особенный: наоборот, современная драматургия часто говорит в лоб, и важно не стеснять себя в суждениях).

Третья особенность — это открытость зрителям (мы не используем билеты), пространству („Драма_talk“, в основном, проходит на нетеатральных площадках), режиссерам (мы стараемся каждый сезон расширять их круг, привлекая новые лица) и, конечно, экспериментам, ограничение которым служит небольшой бюджет каждой читки (но, как часто бывает, чем скромнее ресурсы, тем сильнее воображение). В сезоне 2018-2019 нижегородские зрители смогут познакомиться со швейцарской драматургией — одной из самых сильных и интересных в мире на данный момент,» — Александр Курицын.

Группа проекта ВКонтакте.

АВТОР: АННА ЖОЛОБОВА
РЕДАКТОР: АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВА
БИЛЬД-РЕДАКТОР: АНАСТАСИЯ ОМЕЛИНА
КОРРЕКТОР: ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВ

комментарии