Плейлист Александра Торшина: «Наверное, если бы я писал музыку, у меня в голове рождались примерно такие же мелодии и гармонии, как у Шостаковича»

#Медиа
11 апреля 2018. 15:01

Сегодня с читателями журнала «ИЛИ» своим плейлистом поделился Александр Торшин, саксофонист костромской группы «GOOD TIMES». Александр рассказал нам о любимых музыкантах, близких ему мелодиях и произведениях, с которых он начинал своё знакомство с искусством игры на саксофоне.

Игорь Стравинский — Весна Священная

Вершина технической и содержательной части всех жанров академической музыки, созданной к ХХ веку. Очень приятно, что это написал русский композитор. С одной стороны, композиция относится к так называемой классической музыке, но звучит невероятно современно, могу представить, насколько экспериментально она звучала тогда.

А сейчас я могу сказать, что вся музыка, создаваемая для киношедевров популярных и не очень, прекрасно может впитывать различные выразительные средства, характер и отталкиваться от этого творения. Очень яркая и красочная, для тех, кто знает сюжет этого балета, она раскрывается совершенно по-особенному.

Его история разворачивается в дохристианской Руси, когда человеческие взаимоотношения находились в полном хаосе, имели место быть дикость и крайне слабое и неверное представление всех природных процессов; когда считалось, что весна не сменит зиму, если не пролить кровь самого прекрасного, непорочного человека. Драма жертвоприношения в этих музыкальных интонациях волнует нутро.

Картинки по запросу stravinsky rite of spring

Техническая часть впечатляет не меньше. Если открыть ноты, всю оркестровку, то на это даже сложно смотреть. Тональности переходят из одной в другую, размеры меняются чуть ли не каждый такт. До сих пор не могу понять, каково это исполнять живому оркестру, хотя имел возможность слушать балет вживую. Впечатляет!

Дмитрий Шостакович — Симфония № 5

Менее экспериментальная и специфическая музыка, чем предыдущее творение, но по драматизму схожая. Очень много минора и сильно давящего, как пресс, мажора.

Насколько я понимаю, Шостакович отразил в этой симфонии настроения, царившие в России начала ХХ века, хотя может показаться, что образы музыки передают что-то более позитивное и патетическое. А композитору много пришлось натерпеться в то время.

Я люблю мелодику Шостаковича. Наверное, если бы сам писал музыку, у меня в голове рождались примерно такие же мелодии и гармонии. Очень близко моей натуре. Как и у Стравинского: удивляюсь тому, что диссонансы могут быть настолько мелодичными. Особенно впечатляет часть III: душа разрывается от драмы и эмоционального накала. Всё очень трагично и печально.

Картинки по запросу Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Ben Webster — Sophisticated Lady

Один из первых джазовых саксофонистов, с которыми я начал «знакомить» себя, осваивая искусство игры и импровизации на саксофоне. Поначалу мне был непонятен его неконкретный звук и слишком вальяжная манера, как сейчас широко принято говорить, «не заходил». Но вслушавшись, я понял весь кайф этого саксофонного звучания на субтоне (прим.ред. — пение с придыханием).

Это невероятно завораживающая, чувственная манера, наполненная шармом романтичного саксофонного саунда без обилия наворотов и яркой экспрессии, тем, за что многие любят саксофон, неспешно играющий мягкую балладу вечером в каком-нибудь заведении или дома со старой пластинки. Много бархата, шепота, шороха и воспоминаний.

Похожее изображение

John Coltrane — Mr. P.C.

Джон Колтрейн получил неофициальный статус «короля саксофона» , наверное, ещё при жизни. По-моему, это не совсем справедливо, но есть люди, которые разбираются и разбирались в искусстве лучше меня, и я соглашусь с ними.

Этого чувака и его музыку сложно понять. Но считается, что именно он совершил прорыв и распахнул дверь новым веяниям и направлениям в джазе. Всю жизнь он старался найти что-то новое в своём жанре, и для него это была цель, к которой хотелось идти.

Меня впечатляет ход мысли этого музыканта: это тот случай, когда имея в распоряжении те самые 12 нот и все известные тональности, он нашёл новое звучание. Это воспринимается реально необычно, но если ты смотришь на ноты его соло, то там нет ничего сверхъестественного. Грубо говоря, всё сыграно «по белым клавишам» вверх и вниз. Но какая гениальная мысль, что звучит так невероятно.

Картинки по запросу very best of john coltrane

Michael Brecker — My one and only love

Для меня этот музыкант — настоящий идол. Вот так выглядит мега крутой саксофонист. Здесь впечатляет всё: и звук, и мелодизм, и музыкальная мысль, развивающаяся с впечатляющей скоростью, фантастические гармонии. Его соло для меня непостижимы. Не представляю, как он смог добиться этого и так легко творить подобные вещи. Всё это довольно сложно для осмысления, но звучит настолько круто, что откидывается челюсть и текут слюни.

Steven Wilson — Drive Home

Эту музыку я открыл для себя, находясь в армии. Уже когда появилась возможность пользоваться плеером, просил друзей скидывать мне интересные треки. Я заслушивал эти композиции до дыр, пока патрулировал склады прохладными августовскими ночами будучи в нарядах. Подходило очень хорошо. А в условиях эмоционального дефицита начинаешь чувствовать все тонкости и прелести музыкальной ткани. Уилсон был очень близок по настроению в ту пору, когда ты скучаешь по дому и только и ждёшь того дня, когда вернешься. Хотя в этом треке дорога домой, если я не ошибаюсь, связана с какой-то трагедией, исходя из слов песни и клипа.

Картинки по запросу steven wilson

Акустик ПИПЛ — Спой мне

Как-то в Питере удалось оказаться на выступлении этих двух местных парней. Перед этим слегка разогнав своё восприятие, с удовольствием сел ознакомиться с их творчеством в «Зале Ожидания». И уже на первых треках я был так впечатлён, что не мог отвлекаться даже на то, что у меня творилось в голове. Я только внимал их музлу. Это было настолько эмоционально, взрывоопасно. Со сцены лилось такое мощное музло, и его исполняли всего два чувака. Тогда между собой мы назвали певца каким-то питерским Кобейном наших дней. Такое нужно слушать и видеть вживую.

Акустик ПИПЛ — Спой мне

Как-то в Питере удалось оказаться на выступлении этих двух местных парней. Перед этим слегка разогнав своё восприятие, с удовольствием сел ознакомиться с их творчеством в «Зале Ожидания». И уже на первых треках я был так впечатлён, что не мог отвлекаться даже на то, что у меня творилось в голове. Я только внимал их музлу. Это было настолько эмоционально, взрывоопасно. Со сцены лилось такое мощное музло, и его исполняли всего два чувака. Тогда между собой мы назвали певца каким-то питерским Кобейном наших дней. Такое нужно слушать и видеть вживую.

Thee Oh Sees — Stinking Cloud

Чудная музыка. Необыкновенный кач, достигаемый чем-то похожим на неровную игру. Кто-то спешит, другие отстают, но это так раскачивает и движет. Грязь и неаккуратность здесь, наоборот — клёвая фишка. Сочетание эпох старого рок-н-ролла, современной электроники, синтезированных звуков и акустических духовых в руках детей.

Рекомендуется к прослушиванию, когда помещение полно угарного дыма, хоть топор вешай.

комментарии