«Под электрическими облаками русского арт-хауса»: гид по авторскому кино России и маст-хэв советской эпохи

#Россия
27 апреля 2018. 09:50

По другую сторону Голливуда, кассовости и популярности живёт авторское кино или «кино не для всех». Все знают имена иностранных творцов артхауса: Ларс Фон Триер, Дэвид Линч, Эмир Кустурица. Наши же режиссеры долгое время оставались без признания и широкой известности. «ИЛИ» решил это исправить.

Задача авторского кино — донесение до зрителя взглядов, убеждений и идей режиссёра, который становится вольным творцом, наполняя фильм так, как ему хочется. Широкая аудитория часто проходит мимо подобных картин, но всегда есть искушенный киноман, который оценит его по достоинству. Такое кино всегда задаёт самые провокационные и злободневные вопросы, заставляя взглянуть на свою жизнь с другой стороны.

В России вокруг этого жанра ведутся ожесточённые споры, его часто обвиняют в извращённости взглядов и однобокости. Однако ещё со времён СССР это не мешало режиссёрам с помощью фантасмагорических сюжетов, абсурдных ситуаций и странных образов делать качественные фильмы.

Тарковский: советский «маст-хэв»

Признанным советским мастером считается Андрей Тарковский, чьё многогранное творчество известно во всём мире. Его оригинальные картины пронизаны сюрреализмом, глубиной и загадками, автор приглашает зрителя искать самые неожиданные интерпретации в художественном тексте фильмов.

Работы Тарковского оторваны от реальности и достаточно сложны для восприятия, что не помешало ему завоевать поклонников во всём мире. В лентах мастера прослеживаются философские рассуждения о судьбе человека, его страданиях и надеждах, о природе зла и о тяжелом бремени нравственной ответственности за весь мир.

Наиболее известен его фантастический фильм-притча «Сталкер» (1979) года, снятый по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» и ставший призёром Каннского фестиваля. Фильм наполнен символизмом, философией и поисками истины.

Автобиографическая лента «Зеркало» (1974) года является слепком эмоций и чувств Тарковского. Здесь отсутствуют границы времени, сюжета, хорошего и плохого, но можно соприкоснуться с «миром за гранью» через поток сознания режиссёра.

Последний фильм мастера — философская драма «Жертвоприношение» (1986) на фоне надвигающегося Апокалипсиса ставит перед зрителем множество вопросов. Кто вершит историю? Чем может пожертвовать человек? Стоит ли жертва хоть чего-нибудь?

«Фильм и делается специально таким образом, чтобы быть истолкованным по-разному» (с) Андрей Тарковский

Ядерный призыв Константина Лопушанского

Через несколько месяцев после аварии на Чернобыльской АЭС вышла шокирующая драма «Письма мёртвого человека», отражающая популярную в годы «холодной войны» теорию ядерной зимы. Действие разворачивается после катастрофы, фильм мрачен и тяжел для восприятия, но, несмотря на это, имеет и жизнеутверждающую установку.

«Умная и жестокая драма о современных людях в ситуации, для исключения которой из истории человечество должно употребить все свои силы» (с)
Аркадий Стругацкий

«Асса» — культ 80-х

Сергея Соловьева называют режиссером, сумевшим запечатлеть дух перестройки. «Асса», молодёжный фильм конца 80-х, стал первой частью известной трилогии «Три песни о Родине», которая превратила Соловьёва во влиятельную фигуру. Лента снята в один из самых интересных моментов русской истории — в период расцвета авангардного искусства и рок-музыки в СССР. Картина «Асса» стала культовой благодаря участию в ней Виктора Цоя, а также звучанию «подпольных» песен в сочетании с царящим в кадре постмодернизмом.

Герой постсоветской эпохи

Режиссёр Алексей Балабанов получил известность после легендарных картин «Брат» и «Брат-2» и оказал влияние на несколько российских поколений. По мнению критика Натальи Сиривля, гений авторского кино мог «со всем свойственным ему талантом и профессионализмом виртуозно извлекать из зрительской души мощные эмоции отвращения, ужаса и омерзения».

Декадентская драма «Про уродов и людей» (1998), обрисовывавшая внутреннее уродство и извращённость человеческих душ на фоне дореволюционного Питера, была принята неоднозначно, но получила премию «Ника» за режиссерскую работу.

Фильм «Груз-200» (2007) из-за обилия жестоких сцен был запрещен во многих городах России, но вряд ли оставит кого-то равнодушным. В истории о психопате-маньяке и насилии замаскированы сильнейшие аллегории, связанные с изнанкой советского общества.

Андрей Звягинцев: семья в мифах и уравнениях

Андрей Звягинцев — российский сценарист и режиссер, многократно становившийся лауреатом Венецианского и Каннского фестивалей, а также дважды номинировавшийся на премию Оскар. В его работах ключевыми являются социальные и семейные темы, остро встают проблемы взаимоотношений между людьми.

«Семья это действительно уникальная площадка для наблюдения за человеком, за тем, что с ним происходит на самом деле. Дома он обнажается, выходит из укрытия его существо. Тут он снимает маски, являя себя в полном великолепии: в гармоничных или уродливых отношениях с любимыми (или нелюбимыми), с детьми, с родителями, близкими» (с)
Андрей Звягинцев

Любимыми приёмами режиссера являются миф как сюжетная основа или уравнение с неизвестным. Нестандартное строение и раскрытие фабулы, отказ от жанра в процессе повествования и любовь к отсылкам наполняют его фильмы. Стоит отметить первый полнометражную картину Звягинцева — «Возвращение» (2003), получившую множество наград и высокие рейтинги. Проблемы отцов и детей, взросления и понимания всегда актуальны и никогда не будут решены.

В 2007 году вышла драма «Изгнание». Она снята по мотивам повести Уильяма Сарояна «Что-то смешное», именованной критиками «библейским нуаром». Фильм рассказывает о противостоянии двух полюсов — мужчины и женщины, а также о природе человеческой натуры как таковой.

Неоднозначные отклики получила драма «Елена» (2011). У режиссёра получилась притча о равнодушии, о нравственном падении и о разрушении вплоть до апокалипсиса, как в личном, так и в общемировом масштабе.

Сергей Лобан: неформальный режиссёр

Про московского режиссера Сергея Лобана говорят: хулиган, выдумщик и свободомыслящий человек, который ничего не боится. Лобан снял всего 6 фильмов, три из которых — музыкальные и документальные короткометражки.

В 2005 году вышла его фантастическая драма «Пыль» про типичного «маленького человека» из русской классической литературы, только в нашем времени. Картина получилась психоделической и странной, но в то же время целостной и наталкивающей на определённые переосмысления в жизни.

Комедия «Шапито-шоу: Любовь и дружба» (2011) , «фильм-загадка, фильм-шутка, фильм-лабиринт», как обозначили его сами создатели, получил специальный приз жюри 33-го ММК.

Лобан снимал живое, в достаточной мере наполненное свободой кино, и получилась вполне смешная, искренняя и пронзительная трагикомедия на фоне крымских пейзажей, способная превратить просмотр в драйв и одновременно дать зрителю послевкусие в виде размышлений.

Иван Вырыпаев: драматургия в кино

Иван Вырыпаев, сибиряк по происхождению и актер по образованию, обрел славу неординарного драматурга в Москве и за пределами страны. Его фильмы тесно связаны с театром, они максимально раскованы в своей злободневности и в игре против правил. Живописные съёмки, чарующая музыка, обилие деталей и гротескный символизм — вот основные особенности картин Вырыпаева.

Его картины отмечают как пафосные, ироничные и «возмутительно красивые».
В первую очередь, это фильмы «Эйфория» (2006) и «Кислород» (2008). На экране происходит буйство красок, специфическая смесь живописи и драматургии. Понравится любителям  завораживающей картинки и нестандартных эстетических решений.

Более поздняя драма «Танец Дели» являет собой симбиоз кино и театра. Режиссёр снял картину по собственной пьесе, которая с успехом шла в театрах России и Польши. Это семь самостоятельных историй о любви, смерти и танце с эмоционально насыщенными диалогами, монологами и большой философской наполняющей.

«Пожалуй, из всех моих фильмов он самый доступный и простой»(с)
Иван Вырыпаев

Постмодернизм и ностальгия: картины Алексея Германа младшего

По отзывам критиков, «Под электрическими облаками» (2015) — оригинальная, футуристичная и похожая на сон картина. Режиссёр Алексей Герман младший показывает Россию в постапокалиптическом тумане, где герои, оказавшиеся «лишними людьми» в эпоху глобализации, пытаются вырваться, ищут смысл жизни и задаются вопросами о вечных истинных ценностях.

Картинки по запросу Под электрическими облаками» (2015)

В этом году Алексей Герман выпустил драму «Довлатов» о жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 70-х годов. В фильме показана атмосфера жизни творческой интеллигенции прошлого века, скитания молодого и талантливого писателя в уничтожающей советской действительности, декаданс и попытки героя объяснить глубинные психологические основы творчества.

Кирилл Серебренников — русский «Дэвид Линч»

Кирилла Серебренникова называют мастером эпатажа и немножко сумасшедшим, а его фильмы иногда сравнивают с работами Дэвида Линча или Бергмана.

«Изображая жертву» — комедия о молодом человеке, который после университета ради заработка устраивается в милицию, где изображает жертв преступлений во время следственных экспериментов. Картина освещает проблемы современной молодежи, отцов и детей, наполнена смыслом, знаками и намёками и так же абсурдна, как сама жизнь.

Ностальгическая картина «Юрьев День» рассказывает о потере себя, о падении от красоты до уродства, пройдя через которое можно вновь себя обрести.  Кинокритики сравнивали ленту с линчевским «Малхолланд драйв» и шахназаровским «Город Зеро». Настоящий религиозный триллер с неожиданной развязкой, замешанный на мистицизме.

Драматический фильм «Ученик» (2016) снят по пьесе «Мученик» знаменитого немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. В центре сюжета история о юноше, зациклившемся на религиозных и моральных нормах. Он отказывается от любых «неправедных» занятий и буквально терроризирует школу цитатами из Библии. Где грань между проповедью и терроризмом, моралью и нетерпимостью? Когда заканчивается свобода и начинается вседозволенность? — вопросы, на которые нет ответа уже сотни лет.

Картина «Лето» (2018) расскажет о жарком лете 1981 года в легендарном Ленинградском рок-клубе, о записи первого альбома Цоя и сборе группы «Зоопарк». Премьера фильма будет проходить на Каннском кинофестивале в мае, а в прокате появится в начале июня. Серебренников монтировал фильм под домашним арестом, Цоя исполнил корейский актер Тео-Ю, а в фильме много музыки и атмосферы того времени. Правда, первый отзыв о фильме пугает, но становится только интереснее.

«Сценарий — ложь от начала до конца. Мы жили по-другому» (с) Борис Гребенщиков

Артхаус в России живёт и развивается, на такое кино всегда найдётся своя аудитория. Без подобных фильмов кинопроизводство любой страны стало бы неполным. И хотя в России есть не все условия для продвижения авторских картин, режиссёры с советских времён и по сегодняшний день берутся за их создание, становятся известными за рубежом, получают награды. Значит, российскому «арт-синема» есть куда стремиться.

КРИСТИНА КУРЕНКОВА

комментарии