«Сормовский Сапсан»

#Великие
27 октября 2015. 08:48

История русского паровозостроения началась с удивительного случая: император Николай I, недовольный затянувшимися поисками лучшего маршрута для прокладки железной дороги Петербург – Москва, не выдержал, взял линейку и прочертил путь, сказав: «Вот так пойдет дорога!». С тех пор, минуло более 170 лет. Сеть железных дорог охватила всю страну, связав между собой все города нашей необъятной Родины: от Мурманска до Владивостока.

С 2009 года в стране появляется высокоскоростной поезд «Сапсан», который был разработан в Германии, но мало кто знает, что в XX веке по железным дорогам уже ходил прообраз немецкого поезда, который был создан на Сормовском заводе главным конструктором Брониславом Сигезмундовичем Малаховским.

B_S_Malakhovskiy_1900

В конце XIX века Россия переживает промышленный подъем, в результате чего в стране бурно начинает развиваться сеть железных дорог и строительство поездов, которые перевозили бы товар из одного региона в другой за максимально быстрый, по тем временам, срок.

Перевозки пассажиров были для железной дороги на втором месте. Как итог: две-три пары поездов в сутки со скоростью 20-25 км/ч с долгими остановками. Но ситуация стала меняться с 1893 по 1913 гг., когда пассажирский поток увеличился в 4 раза. Перевозить такое огромное количество народу стало проблемой для поездов со скоростью 25 км/ч. По приказу правительства были созданы новые локомотивы, развивающие скорость 80 км/ч. Однако, и эти поезда перестали отвечать условиям, которые сложились в России в середине первого десятилетия XX века.

Дело в том, что российские локомотивы топились высококалорийным углем, который наша страна закупала из Англии. Постепенно это сырье становилось непозволительной роскошью, и от него пришлось отказаться и перейти на дровяное или обычное угольное отопление, которое отличалось низким качеством. Топка в тех поездах была маленькая, а для того чтобы обеспечить высокую производительность при низкокалорийном топливе, необходимо большая. Отсюда могла произойти остановка поезда в любой момент. Поэтому от таких локомотивов пришлось отказаться.

«Гончая Малаховского»

В 1908 году директор Сормовского завода С.И. Миних обратился в Министерство путей и сообщений с предложением о проектировании нового поезда, который бы работал на низкосортных углях. Предложение было одобрено и работники во главе с главным конструктором Брониславом Малаховским принялись за работу.

Будущий создатель нового в истории страны паровоза родился в 1872 году. После окончания Санкт-Петербургского государственного технологического института переезжает в Нижний Новгород, где начинает работать на Сормовском заводе инженером. С 1907 года — начальник паровозо-технического бюро. Уже к этому времени завод славился на всю страну высоким техническим уровнем, ведь не каждое предприятие того времени получало разрешение на постройку паровозов. Стоит отметить, что Сормовский завод ни разу не разрабатывал собственные проекты паровозов – при постройке копировались чужие схемы и образцы.

Но инженеры и Б.С. Малаховский с энтузиазмом засели за чертежные столы и к 1910 году из ворот Сормовского завода вышли пять новеньких паровозов со скоростью 110 км/ч, названных «Паровоз С» (Сормовский).

В ходе испытаний комиссия Министерства путей и сообщений была приятно удивлена показателями, которое продемонстрировало детище Малаховского: «паровоз с составом в девять вагонов прошел от Петербурга до Москвы за 7 ч. 59 мин. с остановками, при этом смог развить свою максимальную скорость до 125 км/ч».

1759474_900

Благодаря проделанной работе, Россия, которая заметно отставала в развитии железной дороги, сделала гигантский скачок вперед. «Паровозы С» стали одними из быстрых в Европе – «гончая» Малаховского» — так стали называть эти курьезные поезда. Сам конструктор говорил: «У моих гончих высокие ноги, тонкий и легкий скелет с выносливой мускулатурой, большой объем легких, мощное сердце, надежность…».

Первой железной дорогой для «гончих» стала Варшавская линия. Здесь началось регулярное движение поездов, которые позже стали эталоном, на который слоило ориентироваться при создании собственной модели другим заводам. Б.С. Малаховский и сормовские рабочие поставили наивысшую планку, которая еще долго никому не покорялась, а «паровоз С» стал эксплуатироваться по всем железным дорогам страны.

Идей у Бронислава Малаховского было много: он мечтал создать самый быстрый паровоз в Европе и был близок к этому, но началась Первая мировая война, и все разработки пришлось свернуть. А в 1919 году он уезжает из Нижнего Новгорода, став начальником отдела паровозостроения Государственного объединения машиностроительных заводов. Одновременно стал преподавать в Московском высшем техническом училище (МГТУ им. Н. Э. Баумана).

Детище Малаховского на много пережило своего создателя. Оно могло бы затеряться после гражданской войны, но советское правительство посчитало, что это лучший по своим конструктивным данным – это паровоз С.

Еще 45 лет «гончая» Б.С. Малаховского эксплуатировалась на железных дорогах Советского союза до 1960-х годов. Специалисты современной России называют его лучшим российским локомотивом XX века.

ЕГОР ТИМОШЕНКО

комментарии