Создано не для продажи. Социальная реклама в Нижнем Новгороде

#СоциуМЫ
28 августа 2018. 15:04

«С нормальной педагогикой соседствует беспрерывное педагогическое воздействие необыкновенной силы, которое называется рекламой»
— французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери

Прогуливаясь по городским улицам, мы на каждом шагу видим яркие плакаты, «продающие» очередной товар или услугу. Однако пространство Нижнего Новгорода заполнено не только коммерческой рекламой. Очень часто здесь можно увидеть плакаты, созданные для совершенно других целей: они призывают задуматься, учат, а иногда даже в некотором смысле оказывают психологическую помощь. Все это социальная реклама, о ней и пойдет речь в нашем материале.

Зачем нужна такая реклама?

Социальная реклама дает приоритет формированию этических установок, влияющих на наши поступки. Она служит маяком, привлекающим внимание каждого к общим проблемам. Призыв с плаката непременно оставит отпечаток в сознании человека, заложит своё зерно мотива и приведет к определенным действиям.

«Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков» — эти мудрые слова принадлежат древнекитайскому философу Лао Цзы. Получается, реклама путем скрытых посылов способствует зарождению в подсознании определенных мыслей. Они постепенно влияют на наши поведение и поступки, таким образом корректируя облик всего общества в целом.

Четко и по делу
Реклама была размещена на ост. «Мыза»

 

Рассмотрим как пример рекламу благотворительного фонда «Сострадание». Невооруженным глазом сразу понятна и задумка, и подход к разрешению затрудненной ситуации с бездомными животными. Масштабный слоган и пример человека, забравшего четвероногого друга к себе домой, показывают возможный путь решения проблемы.

Конечно, это не значит, что все мы отправимся в приют за животными. Однако иллюстрация заставит нас взглянуть на этот вопрос под другим углом. В таком случае социальная реклама сработает и принесет пользу обществу.

Качество приведет к эффекту

Социальная реклама содействует заживлению «язв» общества. Без неё не обойтись. Однако важно, чтобы она отвечала всем критериям качества. Иначе реклама может не только не дать ожидаемого результата, а возможно, наоборот, усугубит проблемную ситуацию. Разберем примеры нижегородских социальных билбордов, эффективность которых можно подвергнуть сомнениям.

Реклама была размещена на ост. «Дворец спорта»

Вопросы возникают к рекламе «Не один в темноте», затрагивающей тему одиночества и беспомощности слепоглухих людей. Черно-белая цветовая гамма если и привлекает внимание, то не производит сильного впечатления.

Из текста, размещенного на плакате, мы понимаем, что можно перевести деньги в благотворительный фонд: нашим вложением мы поможем слепоглухому человеку. Но для нас останется загадкой то, как деньги решат проблему его одиночества. Это не значит, что не нужно заниматься благотворительностью и жертвовать средства нуждающимся людям. Возможно, это говорит о том, что слоган рекламы не соответствует проблеме, которую мы помогаем решить своим пожертвованием.

«Завтра=никогда»
Реклама была размещена на ул. Саврасова

Темный плакат концентрируется на негативном опыте, показывая проблему четко и прямолинейно. Но что подумают люди с подобным несчастьем, увидев человека подверженного зависимости? Возможно, они предпочтут остаться в своей «зоне комфорта», не предпринимая никаких действий. Они уйдут в проблему с головой и не станут искать силы, чтобы бороться. А может быть, наоборот, с помощью сильного эмоционального образа реклама ударит по болевой точке и сработает как противодействие.

С одной стороны, билборд преподносит решение проблемы — «узнай, как бросить наркотики сегодня» – и дает номер телефона фонда, позвонив по которому можно сделать первый шаг на пути к реабилитации. Но других вариантов развития ситуации нет. Человек может или позвонить в фонд или сдаться и продолжить убивать себя.

Важен слоган, несущий идею. «Завтра = никогда» – этим словам можно присвоить два значения. Во-первых, человек обещает себе бросить вредную привычку завтра, а сегодня последний раз поддаться искушению. Так каждый день он «кормит себя завтраками», перемещаясь по замкнутому кругу зависимости. Во-вторых, фраза показывает, что будущее наркозависимого вообще может не наступить.

Такие неоднозначные решения заставляют задуматься над визуализацией. Как от текста, так и от изображения зависит то, как социальный билборд будет воспринят окружающими.

Реклама была размещена на ост. «Кинотеатр Электрон»

Своим мнением об этом плакате с нами поделилась Елена Александровна Касаткина, преподаватель Института пищевых технологий и дизайна по направлению «реклама»:

«Слоган должен четко доносить мысль, потому что не все захотят додумывать и вникать. Четкая установка лучше усвоится и останется в памяти. Если крупная надпись по центру привлечет внимание и заинтересует человека, то он увидит небольшую информацию в нижнем углу о контактах. Плакат в большей степени рекламирует саму проблему, а не её решение. Гораздо эффективнее сказать: „Сделай это сегодня или не сделаешь никогда“. Скорее всего, этот билборд не сработает и это бесполезная трата ресурсов».

Шаг на пути к совершенствованию общества

Для того, чтобы социальная реклама стала более полезной, государству следует навести порядок в управлении этим институтом. Создание единого органа, производящего мониторинг общественного мнения и прогноз готовности людей воспринимать информацию, обеспечило бы точную действенность рекламы. Также орган принял бы на себя ответственность за строгое соответствие рекламы всем статьям Российского рекламного кодекса. А качественная подготовка специалистов этой области поспособствовала бы повышению художественных и идейных критериев социальных плакатов. Если бы все это успешно функционировало, у нас не возникали бы подобные сомнения.

Стоит помнить, что социальная реклама не гарантирует решение проблем общества. Однако она стремится к изменению нашего отношения к ним, а в дальнейшем и к формированию новых ценностей. Реклама показывает человеку значимость его действий и дает понять, что любой инициативный гражданин может совершенствовать мир вокруг себя. В его силах, пусть даже и маленькими шажками, изменить окружающую реальность к лучшему.

ЛЕНА ИЛЮШИНА

комментарии