The Beatles: история за каждой песней

#Мир
16 января 2019. 13:07

Вот уже 18 лет 16-ого января отмечается Всемирный день «The Beatles» — легендарной группы из Ливерпуля, оказавшей колоссальное влияние на развитие рок-н-ролла и всей музыки в целом. Эта дата является важной для группы по двум причинам: именно 16 января 1957 года открылся клуб «The Cavern», где группа делала свои первые шаги на пути к славе, а спустя 7 лет в этот же день песня «I Want To Hold Your Hand» заняла первое место в американском хит-параде журнала «Cashbox».

За 8 лет творчества в основном составе Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр выпустили всего 13 альбомов. Для своих песен музыканты черпали вдохновение отовсюду: начиная от хитов американских групп «The Cookies» и «The Shirells» и заканчивая обрывками фраз случайных встречных (так, например, появилась песня «Eight days a week» после разговора Пола с водителем, который вез его домой к Джону в Уэйбридж и жаловался, что вынужден работать «восемь дней в неделю»). У каждой их песни своя неповторимая и захватывающая история, которые Стив Тернер собрал в своей книге «The Beatles: история за каждой песней».

Именно на основе рассказов из этой книги мы подготовили для вас наш сегодняшний плейлист, включающий в себя песни с самыми интересными и спорными историями создания.

«Yesterday» (альбом «Help!», 1965 г.)

Однажды Пол проснулся в своей постели, а в его голове уже звучала цельная композиция, он сразу же сел за фортепиано и начал играть. Слов у мелодии еще не было, но музыкант все равно не мог поверить, что она вот так сразу родилась цельной от начала и до конца, а не была бессознательно скопирована откуда-то. Около месяца Пол спрашивал знакомых, связанных с музыкальной сферой, слышали ли они нечто подобное: «В конце концов, это было как сдавать найденную вещь в полицию. Если через три недели никто ее не хватится, я заберу ее себе».

Для тех, кто знаком с текстом песни, будет особенно забавно узнать, что до тех пор, пока у песни не появился текст, рабочим ее названием было «Scrambled eggs» (с англ. «яичница-болтунья»). На мотив родившейся мелодии он напевал: «Scrambled Eggs, Oh you’ve got such lovely legs». Таким образом он пытался понять, каким все-таки должен быть вокал. Написание текста песни заняло порядочное время: возможно музыкант начал размышлять о песне еще в начале 65-ого года, но закончил слова он лишь в июне, когда отдыхал на вилле Брюса Уэлча в Португалии. Считается, что в этой песне Пол рассказывает о смерти своей матери и о невозможности выразить свои чувства в тот момент.

«Yesterday» мгновенно стала классикой: по данным Книги рекордов Гиннеса, существует 3000 различных кавер-версий песни, в том числе исполняемых Фрэнком Синатрой, Элвисом Пресли, Рэйем Чарльзом и другими легендарными музыкантами. До сих пор композиция остается самой популярной песней на американском радио.

«Michelle» (альбом «Rubber Soul», 1965 г.)

Эта песня была написана Полом во времена вечеринок, которые организовывал для своих студентов учитель колледжа искусств Остин Митчелл. В их кругах особенной популярностью пользовалось все, что было связано с Левым берегом Парижа. На одной из таких вечеринок «какой-то студент с козьей бородкой и в полосатой майке сидел в углу и наигрывал французскую песню», после чего Пол стал развлекать своих друзей, пародируя его.

Работу над этой песней Пол начал в сентябре 1965 года, когда группа взяла перерыв между американским турне и работой над новым альбомом. Первоначально в песне звучали строчки «Goodnight, sweetheart» и «Hello, my dear», но поиск той самой фразы продолжался.

Позже Пол решил оставить название, но добавить несколько французских слов, чтобы подчеркнуть французские мотивы в композиции. Он поговорил с женой школьного друга Ян Воган, которая преподавала французский язык, и спросил, что можно было бы включить в песню и при этом хорошо бы звучало на французском. Ян вспоминает, что Пол просил ее придумать французское женское имя, состоящее из двух слогов, а затем ее описание, которые гармонично легли бы на музыку. Он наиграл ей мелодию на гитаре, и Ян придумала «Michelle, ma belle». Спустя несколько дней Пол позвонил и спросил, как перевести на французский фразу «эти слова прекрасно подходят друг к другу».

Джон, услышав песню, предложил включить строчку «I love you» в середину таким образом, чтобы ударение падало на слово «love» (вдохновением музыканту послужил хит Нины Симон «I Put A Spell On You»). Джон говорил: «Мое участие в написании песен вместе с Полом заключалось в том, что я добавлял немного блюзового настроения. В противном случае „Michelle“ была бы слишком простой и предсказуемой балладой.»

При написании музыки Пол вдохновлялся «Trambone» Чета Аткинса. Также он с гордостью включил в песню аккорд F7 #9, которому музыканта научил Джим Гетти, постоянно дававший мастер-классы в музыкальном магазине Hessy’s в Ливерпуле.

«Eleanor Rigby» (альбом «Revolver», 1966 г.)

Часто Пол придумывал мелодии и первые строчки песен во время игры на фортепиано, так случилось и с песней «Eleanor Rigby». Первоначально Пол назвал героиню песни — одинокую женщину, подбирающую рис в церкви после свадебной церемонии, — Дэйзи Хопкинс, так как это вполне подходило по рифме. Однако имя не казалось музыканту «настоящим», и поиски продолжались.

Существует две версии того, как появилось имя «Элеанор». Сам Пол утверждал, что использовал имя в честь актрисы Элеанор Брон, которая сыграла роль в фильме «Help!». Однако композитор Лайонел Барт вспоминает, что музыкант прочитал это имя на могильной плите на кладбище Путни-Вейл в Лондоне. Фамилия же была взята с вывески винного магазина «Rigby & Evens Ltd», на который Пол наткнулся во время поездки в Бристоль.

В восьмидесятых годах на кладбище при церкви святого Петра в Вултоне всего в нескольких метрах от того места, где в 1957 году на летнем празднике встретились Джон и Пол, была найдена могила с выгравированным именем Элеанор Ригби. Хотя Пол не мог написать песню, имея в виду именно то надгробие, возможно, он видел его в детстве, и приятно звучащее имя осталось в его подсознании.

«Lucy In The Sky With Diamonds» (альбом «Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band», 1967 г.)

До сих пор встречаются люди, убежденные в том, что в песне идет речь о наркотиках: в сокращенном виде название можно прочитать как LSD. Джон всегда отрицал наличие подобного умысла в песне, как в своих интервью, так и в неофициальных разговорах, хотя до этого открыто говорил, что в некоторых песнях действительно речь шла об эффектах от наркотиков.

В действительности эту песню Джона побудил написать его сын Джулиан. Как-то он вернулся из детского сада с цветным рисунком, на котором изобразил свою четырехлетнюю подружку по имени Люси О’Доннел. Он сказал, что это Люси — «небо в алмазах». Именно эта фраза и вдохновила музыканта.

Джон утверждал, что галлюцинации, о которых идет речь в песне, вызваны не наркотиками, а главой из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», когда Алиса едет по реке на лодке с Королевой, которая потом внезапно превращается в овцу. В детстве Джон очень любил книги Кэррола об Алисе и перечитывал их два раза в год. Благодаря этим произведениям он убедился, что его видения не имеют ничего общего с безумием: «Для меня сюрреализм — это реальность. Я всегда обладал психоделичным видением.»

«She Is Leaving Home (альбом «Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band», 1967 г.)

Эта песня была основана на статье в газете, в которой говорилось о семнадцатилетней девушке, сбежавшей из дома. Пол прочитал ее и написал трогательную песню о девушке, которая сбегает от богатых родителей к человеку, торгующему машинами, в поисках любви и счастья. Музыкант оказался почти прав: Мелани Коу сбежала к своему молодому человеку, только он не торговал машинами, а работал крупье в казино. Случай Мелани и песня «She is leaving home» стали примером разногласия поколений в шестидесятых годах, когда тема сбежавших из дома подростков была вездесущей.

Удивительным совпадением оказался тот факт, что участники группы уже встречали девушку тремя годами ранее. В 1963 году Мелани выиграла соревнование мимов на шоу «Ready Steady Go!», где выступали «The Beatles», и помимо того, что каждый участник группы вручил ей свой автограф, именно Пол МакКартни вручал ей награду за победу.

«Я целыми днями проводила в студии и репетировала. Поэтому очень часто я видела „The Beatles“. Пол не был особенно разговорчивым, Джон все время был где-то в своих мыслях, но я часто болтала с Джорджем и Ринго.»

«Hey Jude» (сингл, 1968 г.)

Эту песню Пол посвятил сыну Джона Джулиану. Когда Джон и Йоко начали жить вместе, начался бракоразводный процесс между ним и Синтией, и Пол стремился всячески поддержать ее и Джулиана.
Пол часто обдумывал концепцию своих будущих песен, пока ехал за рулем, и в одну из таких поездок он размышлял над непростым будущим Джулиана, так возникла фраза «Hey Julian» и несколько строчек утешения и сочувствия. Позже «Hey Julian» превратилось в «Hey Jules don’t make it bad, Take a sad song and make it better». Когда песня была почти готова, он заменил Jules на Jude, потому что, по его мнению, это имя звучало сильнее.

Забавно, что какое-то время Джон думал, что песня посвящена ему и его выходу из состава группы, чтобы начать новый жизненный этап совместно с Йоко Оно. Но Пол считал, что если воспринимать песню в подобном контексте, то она обращена скорее к нему самому, так как в тот момент перемены назревали для всех участников коллектива.

Джулиан рос с осознанием, что песня была посвящена ему, но лично от Пола он услышал это лишь спустя 18 лет. Джулиан говорил: «Я очень много времени проводил с Полом — больше чем с отцом. Может быть, Пол просто любил детей. Мы очень хорошо дружили, и я помню гораздо больше моментов, когда я играл с ним, нежели с отцом».

«While My Guitar Gently Weeps» (альбом «The Beatles», 1968 г.)

Эту песню написал Джордж после того, как прочитал «И-Цзин», китайскую книгу перемен. Это философский текст, который был принят конфуцианской традицией как один из канонов конфуцианского Пятикнижия и предназначался для гадания. Джордж решил использвать ее принципы при написании песни: он взял первую попавшуюся книгу с полки и использовал как основу первые увиденные в ней слова. Это были «gently weeps».

При записи песни музыкант заметил, что остальные члены группы не проявляют к ней особо интереса, поэтому он пригласил в студию Эрика Клэптона, чтобы тот исполнил основную партию на гитаре.

«Come Together» (альбом «Abbey Road», 1969 г.)

Эта песня изначально была написана в качестве поддержки Тимоти Лири, когда он решил баллотироваться на пост губернатора Калифорнии. Он и его жена Розмари приняли участие в записи «Give Peace A Chance» — песни Джона Леннона и Йоко Оно, написанной ими во время знаменитой постельной акции протеста. Джон спросил Лири, как он может помочь ему в избирательной кампании, и тот попросил его написать песню для его рекламных роликов и выступлений. Так как слоганом политика было «come together, join the party», именно эта фраза стала основой для будущей песни.

После того, как Джон вернулся в Лондон, он записал свою собственную версию для «The Beatles», которая вошла в альбом «Abbey Road». Лири услышал песню только в тюрьме, куда его посадили за хранение марихуанны. Это стало неприятным сюрпризом для политика, о чем он и написал Леннону. Джон ответил, что «в данном случае он был портным, а Лири — заказчиком костюма, который так и не забрал его, поэтому он продал его другому заказчику.»

И это лишь восемь песен и восемь историй из пары сотен, которые рассказывают не только о музыке «The Beatles», но и о каждом члене группы, о музыке того времени, о целой эпохе, которая во многом определила дальнейшее развитие культуры.

Выражаем отдельную благодарность Игорю Тендитному за коллекцию винила, предоставленную для съемок, и консультацию при написании материала.

МАТЕРИАЛ СОБИРАЛА АННА ТЕНДИТНАЯ 

комментарии