19 мая в рамках Международной акции «Ночь музеев» нижегородские культурные учреждения открыли свои двери в необычное время суток — вечером и ночью. Экскурсии, мастер-классы, музыкальные концерты, творческие встречи с художниками и писателями, выставки, спектакли, мультимедийные шоу — множество интересных событий ждало нижегородцев и гостей города в этот день. Так, в стенах Арсенала был проведен проект «Невидимый театр», о котором мы расскажем подробнее в этом материале.
Режиссеры и педагоги Маша Колосова и Наташа Боренко из питерского театрального проекта «Вместе» приехали в наш город, чтобы поделиться опытом нижегородским актерам и людям, так или иначе связанным с театром. Проект «Вместе» существует с 2012 года и специализируется на социально-театральных проектах, продвигая саму идею социального и горизонтального театра в России.
«Невидимый театр» — это социальный театр, который работает с локальным контекстом. Сценарии всегда основывается на личном опыте участников группы, а прохожие, решившиеся вмешаться в действие, высказать свое мнение о происходящем, кого-то защитить или обвинить, — приносят в сцену свой опыт. Таким образом рождается общественная дискуссия, которая поднимает вопросы, тревожащие современников.
На протяжении одной недели актеры и ученики театральных студий занимались с режиссерами на тренингах, были погружены во внутреннюю работу, репетировали в пространствах выставки и готовили большой проект, который состоял из двух частей.
Первой частью и был Невидимый театр. Главной темой, с которой работала команда, стало искусство и его восприятие. Каждый выбрал себе образ, не связанный с пониманием и увлечением искусством, и пытался взаимодействовать с посетителями. Они, в свою очередь, не зная, что с ними общается актер, перешагивали через привычные реакции на стереотипные образы и открывались для общения. Для команды проекта это было настоящим открытием.
Во второй части проекта актеры сделали несколько самостоятельных и групповых работ: перформансы «Деконструкция пространства», «Синий забор», «Диалог», «Жук». Команда работала с системой и правилами в музейной среде и за ее пределами.
О проекте глазами участников.
Своими впечатлениями поделились сами участники проекта. Кто-то из них учится в театральном училище, а кто-то не связан с театром вовсе, но всех их объединяет любовь к искусству и экспериментам.
Герой невидимого театра: Настя Липкина
Настя — девушка 17 лет. Мечтательная девочка с глубоким внутренним миром. Любит бунтовать, но достаточно тихая.
Исполнитель роли: Юрина Юлия Витальевна, студентка 4 курса Нижегородского театрального училища имени Евстигнеева, ученица мастерской А. Б. Сучкова и Л. Ю. Харламова
Какой смысл ты вкладывала в эту работу?
«Моей сестре 15 — я хотела побыть почти ей, только в обостренных обстоятельствах.
Я считаю, что люди становятся сильнее, когда взаимодействуют между собой. Мой персонаж не создает впечатления интересного экстраверта, но я думаю, что потребность у таких людей существует именно в глубоком общении — это я и хотела показать зрителю.
Эксперимент над собой — мягкий постепенный выход из зоны комфорта, проверка границ.
О проекте я ничего не знала и сначала думала, что невидимый театр — совсем новое, русское движение. Открыв для себя бразильского театрального режиссера Аугуста Боаля, ощутила это как нечто среднее между перформансом и спектаклем. Хочется сказать спасибо режиссерам за то, что на разминках-тренингах и репетициях постепенно исчезал страх чего бы то ни было. Участие в этом проекте дает ощущение единства со всеми окружающими людьми и непосредственного влияния на мир — то, чего я ищу во всём».
Как реагировал зритель?
«Примерно так, как хотелось, — те, кто не стал собеседником, подозрительно косились, но по факту запоминали любопытную сосредоточенную девочку, как картинку. Собеседники были очень положительно настроены. С каждым новым человеком контакт налаживался всё быстрее, и всё закончилось тем, что инициатором диалога стала не я, а сама посетительница выставки».
Герой невидимого театра: Танюха Старова
Танюхе 20 лет. С виду необразованная хулиганка. Девчонка, которая ходит в музей в спортивном костюме. В Арсенал пришла, так как недавно познакомилась с очень интеллигентным и начитанным парнем, и чтобы соответствовать, решила развиваться.
Исполнитель роли: Пшеничнова Яна Евгеньевна, студентка ННГАСУ
О проекте и своём герое:
«Было интересно наблюдать за тем, как люди по-разному ведут себя в музее. Кто-то внимательно осматривает каждое произведение, кто проходит мимо работ, которые ему не нравятся, кто ищет логику в каждом экспонате, кто опирается только на чувства.
Также была непривычна реакция людей на меня, не все хотели идти на контакт, все-таки внешность является первоочередным фактором при общении. Впрочем, это было ожидаемо.
Смыслом для меня, наверное, был опыт взаимодействия с людьми не в своем обычном состоянии, попытка заинтересовать их. А также было безумно интересно разговаривать с ними об искусстве, особенно, когда человек был открыт и расположен ко мне.
Проект интересен тем, что мы не рассказывали о чем-то, не поучали, а провоцировали людей на выражение их мыслей и чувств, причем это происходило достаточно спонтанно».
Герой невидимого театра: Гуревич Иван
Возраст не определён. Бездомный. Любит сидеть на ул. Большая Покровская. Мечтает перебраться в Санкт-Петербург. Лучший друг — голубь.
Исполнитель роли: Иван Чигасов, студент 4 курса Нижегородского театрального училища имени Евстигнеева, ученик мастерской А. Б. Сучкова и Л. Ю Харламова
Какой смысл вкладывал в эту работу для себя?
«Хотелось проверить границы между сценой и жизнью, какие механизмы во мне задействуются при тотально близком общении меня-персонажа и зрителя».
Если я смог заставить посетителей поверить мне, то скажу честно, нижегородцы очень отзывчивы к людям улицы.
Герой невидимого театра: Надежда Васильевна Серова
Уборщица в Арсенале. Фанат современного искусства. Навязчиво рассказывает всем о своей биографии, семье, папе-фотографе и трёх сёстрах. Озабочена проблемой отношения к уборщицам — как к обслуживающему персоналу или человеку. Странная девушка 25 лет.
Исполнитель роли: Мисюкевич Ольга, окончила филологический факультет ННГУ им. Лобачевского, сотрудник Арсенала
О проекте и своём герое:
«Нижегородская Фрося Бурлакова с комичной историей про поступление в Консерваторию. Перманентно нахожусь в сфере искусства. Интересуюсь современным театром и перформансом, музыкой. Закончила курс Провмызы. Стаж бариста 6 лет (три из них в Арсенале). Считаю, что любую работу главное выполнять качественно и с душой.
Этот проект дал мне потрясающий опыт, который позволил поверить в свои силы и с особой точностью раскрыл во мне потенциал актера/перформера/вокалиста, а также дал возможность поработать в команде профессионалов и получить мощный отклик аудитории в процессе показа».
Герой невидимого театра: Толян Лесков
Деревенский парень двадцати лет. В свободное время не прочь выпить с друзьями. Самое хорошее воспоминание — первая любовь и первый мотоцикл.
Исполнитель роли: Денис Глебов, студент 4 курса Нижегородского театрального училища имени Евстигнеева, мастерская А. Б. Сучкова и Л. Ю. Харламова
«Меня напрягает стереотипное мышление, и было интересно показать диссонанс между визуальной картинкой и внутренней составляющей персонажей, которыми мы были.
Ну и реакция людей весьма занятна: одно удовольствие наблюдать, как респектабельный журналист подходит к деревенскому парню ещё раз услышать его теорию насчет буддизма, который тесно связан с выставкой Юрия Соболева.
Перформативная часть была на высоте и превзошла все мои ожидания».
Герой невидимого театра: Таня Пуховская
Свободная натура. Любит общение. Пришла в музей для знакомства и исследования реакций на знакомство в музее.
Исполнитель роли: Таня Пуховская, танцор и учитель контактной импровизации, перформер и архитектор
О проекте и своём герое:
«Я была собой. Девушкой, которая знакомилась с людьми и исследовала, как люди воспринимают знакомство в музейном пространстве. Результат на пробных и финальном выходах был разный и никогда не был предсказуемым.
Проект был первым практическим опытом участия в социальном театре. Было прикольно искать и задавать прямые вопросы, которые в привычном ритме я бы, может, никогда не спросила. Это изменило и меня. Я забираю с собой этот „навык“, опыт.
Ну и я уточнилась со своими мотивами в арт-практике. Я точно не мотивируюсь тем, чтобы что-то менять. Главный мой мотив в театральных и перформанс-практиках — это встретиться и взаимодействовать с тем, что есть. И вот тогда могут произойти изменения».
Герой невидимого театра: Кира
Девочка 17 лет, любит металл и боевики. Прячется за неформальной внешностью — постоянно одевается в черное, ходит с гвоздями в ушах, красит волосы в синий цвет. Практически всегда ходит в наушниках.
Исполнитель роли: Алферова Кира Вячеславовна, ученица 10 класса, занимается в театрально-музыкальной студии «Маска» 10 лет
«В эту роль больше всего я вкладывала понятие свободы. Зрители реагировали по-разному, кто-то был в шоке от того, что я выгляжу и веду себя как неформалка, при этом в открытую говорю о современном искусстве, кто-то, кажется, не особо удивлялся. Проект был интересен знакомством с новым для меня видом театра, режиссёрами и просто интересными, профессиональными людьми. Данный проект помог мне осознать, что театр может быть очень разным и что перформанс порой очень сильно увлекает. Я очень благодарна за возможность участвовать в таком замечательном проекте. Спасибо организаторам!»
комментарии