Возникновение нижегородского метро: станция «Московская»

#Город
6 февраля 2020. 10:34

Самая большая станция в СССР, родоначальница нижегородских привидений и пример хорошего дизайна. Рассказываем, почему все эти определения подходят к «Московской». 

Как делали самую большую станцию метро в СССР

«Московскую» начали строить в 1977 году, делали это открытым способом, поэтому дороги и привокзальная площадь неподалеку были перекрыты. 

20 ноября 1985 года началось регулирование движения на первом участке. Эта же дата — день рождения станции.

К августу 1987 года построили первую очередь метрополитена — «Московская» – «Автозаводская».

Станцию строили под две перспективные линии, поэтому она стала самой большой в СССР. Сейчас — самая большая в России.

Также, построили разветвленную сеть пешеходных тоннелей, чтобы туда было легче попасть. Некоторые из них соединяли станцию метро с Московским вокзалом и Московским шоссе. Последний такой тоннель открыли в 2018 году, он соединяет станцию с Центральным универмагом.

Внешний вид станции

«Московская» — не обычная типовая колонная станция, которых полно на постсоветском пространстве. 

Внимание привлекает путевая стена, где читается стена кремля с зазубринами. 

Сделать квадратные колонны было хорошим решением; они не выбиваются из строгой архитектурной концепции. Расположение плафонов сделано логично: множество лампочек, рассредоточенных по периметру, делают свет «объемным». Непривычные потолки с углублениями вверх расширяют пространство. Это навевает уютную атмосферу.

С 1993 по 2012

Станция была конечной для Автозаводской линии метро, пока не открыли Сормовскую линию «„Московская“ — „Канавинская“ — „Бурнаковская“». Так она стала конечной и для этой линии. 

Организовать разрозненное движение поездов, чтобы составы ходили по своим линиям, не удалось, поэтому две линии объединили в одну со сменой направления движения поездов. 

А этот мостик делает пересадку удобной.

Долгое время станцию можно было по праву называть Римом нашего метро, к которому ведут все линии. Однако в 2012 году на Автозаводской линии открыли «Горьковскую», в 2018 году «Стрелку» — на Сормовской. Так «Московская» перестала быть конечной.

При чем тут призраки

13 июля 1984 в котловане рядом с «Московской» вели строительные работы, крепления стен обрушились и погибли два студента-строителя. Нижегородцы рассказывали, что видели их призраков на «Заречной». 

А вообще, если видите в метро бесформенные, устрашающие фигуры, скорее всего вы видите диггеров. Так называют любителей бродить по подземкам.

Потенциал станции «Московская»

Станция строилась, чтобы организовать пересадки пассажиров с поездов двух разных линий, поэтому она четырехпоточная. Горьковчане 80-х были большими оптимистами и верили, что метро пойдет по всему Нижнему. 

СЕРГЕЙ ТЮГАЙКИН

комментарии