Современная поэзия — в движении. Она энергично пульсирует в творческих вечерах и моноспектаклях, в дуэлях, шоу и арт-проектах. В огромных пространствах сегодняшней интернет-литературы и возрастающей моде на стихи есть общая, закономерная сила новой волны интереса к лирике. Но что и кто её представляет? И если её читать, то с чего начинать? Лучше всего на этот вопрос ответят сами молодые поэты. Перед вами семь имён: разных, зачастую контрастирующих друг с другом, но образующих единый портрет литературной жизни этого века.
«Это море, в котором почти невозможно ориентироваться» — пишет поэтесса Линор Горалик, рассуждая о современной поэзии. В наше время заявить о себе легко. Услышат ли тебя — другой вопрос. Подступиться к этому морю невероятно сложно — поэзия сегодня слишком разная. В ней нет преемственности, единого поля и ориентиров — мы в каком-то смысле «идём по приборам».
Каждый из лириков чем-то отличен. Они такие же разные, как весь костяк современной русской поэзии. И пусть у каждого из них будет своя «номинация», наиболее точно и ярко характеризующая особенности их творчества.
Егор Сергеев — «Доктор и Космос»
Санкт-Петербург, 26 лет.
«…я рос в стране, где у мамы чайник стоит, заварен.
И где-то в небе, в далёком небе летит Гагарин.
Летит Гагарин. Такой счастливый, такой святой».
Егор Сергеев — поэт, лауреат премии Роберта Рождественского. После дебюта на публике в 2011 году приобрёл популярность среди ценителей поэзии во многих уголках России, тогда же выпустил книгу «Недопущенное к продаже: стихи». Его тексты переведены на английский, немецкий, французский, финский, чешский языки, опубликованы в России, Финляндии и США.
В стихах Сергеева присутствуетхарактерная и «хроническая» для его творчества тема Космоса. «Поэзия как предчувствие» — отозвался о его стихах один из журналистов, комментируя, в том числе «Дочь подполковника», самый известный цикл сергеевских стихов.
Егор родился и вырос в Петрозаводске, учился на медицинском, но, не окончив ВУЗа, устроился в отделение скорой помощи. В этом статусе, совмещая трагичную будничность работы с практикой творца, Сергеев совершил несколько поэтических туров по России, воплощая в своём творчестве самый разный опыт. Два года назад поэт переехал в Санкт-Петербург.
В ГРАФЕ О ГРАЖДАНСТВЕ
Я рос в стране пациентов и эскулапов, обречённых на симбиоз.
Где полулев-получеловек из гранитных лап достаёт вопрос. Где жизнь от смерти порой один отличает запах. Где воет ветер, опережающий стук колёс, под вечно мчащимся в никуда голубым плацкартным.
Я рос в стране, где никто не знает своих пределов. Январь заканчивается в марте, февраль — в апреле. С Владивостока в Калининград убегать неделю. Живые контуры школьных карт обнимают Землю, почти дотронувшись пальцем правой до пальца левой.
Я рос в стране, где закон суров, но давно развенчан. Где добрый труженик чёрта с два получает гордо. Я рос в стране самых горьких слов, самых чистых женщин, которых хочется целовать сгоряча и в бёдра.
Вином и хлебом, густым наливом, живой водой я рос в стране, где у мамы чайник стоит, заварен.
И где-то в небе, в далёком небе летит Гагарин.
Летит Гагарин. Такой счастливый, такой святой.
Вера Полозкова — «Знаменосец»
Москва, 31 год.
«Либо совесть приучишь к пятнам, Либо будешь ходить босой. Очень хочется быть понятным И при этом не быть попсой».
Вера Полозкова — знаменосец современной русской поэзии, телеведущая, актриса и певица. Вы могли видеть её на телевидении и YouTube, слышать её стихи по радио, читать о ней в новостях. Вера Полозкова — феномен того, какого уровня популярности может добиться поэт в современных реалиях, как быстро окрепло поэтическое поколение новой России.
Ее стихи пользователи социальных сетей прозвали «единицами смысла». Они обо всём: надеждах, трудностях и чувствах. Конечно, со временем обвинять её в посредственности, которой так богата женская лирика, становиться всё легче — теперь поэту мало быть поэтом как таковым, он должен стать поп-проектом. А этого литература и её смыслы очень часто принять не могут.
Всё же Полозкова пишет характерно для женской аудитории. Но пишет, надо сказать, хорошо и так, что безупречности её формы, остроумия, а иногда и искренности стихов могли бы поучиться многие.
Первую книжку Вера выпустила в 15 лет, а сейчас ей 31, у нее сотни стихов и широчайшая аудитория. Получив массу литературных премий, сегодня Полозкова играет в театре и с завидной периодичностью ездит в поэтические туры по России.
Не окрыляет. Не властвует. Не влечёт. Выброшено. Развеяно у обочин. Взгляд отрешен или попросту обесточен. Официант, принесите мне гамбургский счёт.
Все эпилоги — ложь. Все дороги — прах. Бог одинок и, похоже, серьезно болен. Город отчаялся, и со своих колоколен Он распевает гимн об иных мирах.
Воинам грехи отпущены наперёд. Им не увидеть больше родимой Спарты. Я отдала долги. Я открыла карты. И потому меня больше никто не ждет.
Константин Потапов — «Чтец»
Москва. 29 лет.
«Я люблю говорящих вполголоса. Ведь вполголоса говорящие, все, как правило, настоящие, да с дымящимся кубом совести».
Константин Потапов — поэт, актёр, фронтмен музыкального проекта «Posternak» (intelligent hip-hop), автор моноспектаклей «Демоны», «Глупые истории» и «Insomnia».
Костя Потапов входит в список тех авторов, кто стремится превратить творческие поиски в дело жизни. Особо интересен поэт тем, что нашёл свою, уникальную сегодня форму поэтического выступления. Потапов умело объединяет в формате моноспектакля жанры и языки искусства: поэзию и остроумную, увлекающую театральность, hip-hop, зрелую лирику и проницательный монолог. Прагматичный и открытый человек в жизни, на сцене он — точка пересечения самых крайних чувств.
В его спектаклях всегда несколько героев, женщины и мужчины, иногда — демоны. Все они рассказывают свои истории. Откровенность монолога, рефлексия, динамичная образность стихов. Это вводит в странное состояние. На выступлениях Потапова такая атмосфера, которую нечасто можно встретить: искренняя, яркая, заставляющая зрителя переживать происходящее. Причина этого — тот факт, что потаповские сюжеты взяты из нашей с вами повседневности: четвергов, разговоров на кухне, мыслей в вагонах метро.
Константину Потапову 29 лет, он окончил психологический факультет СамГУ. Победитель восьмых Всероссийских Дельфийских игр в номинации «Театр», победитель ФилатовФеста — 2015 в номинации «Поэзия», автор двух поэтических сборников («Времена Суток» 2009, «Полдень» 2014).
Мне это выйдет боком — в тебе слишком много Бога. Тебя написал Набоков как лучшую из вещей.
Я знаю, что мы погибли. Тебя написал не Киплинг, а первый из авторов Библий. И слог его был священ.
Пока твой зрачок расширен я не совершу ошибок. Веди меня мудрым Шивой, играй на фоно в шесть рук.
Я сделаю всё, как нужно, согласно точнейшим, нежным законам дидактики нижней из самых чутких наук.
Веди меня мудрым инстинктом, иглой — через пыль пластинки, красиво стареющим Стингом. I know you are shape of my heart.
Кричи в потолок задыхаясь. Стихией стихов — не стихая, затылком, запястьем, духами — вдохни меня…. Не выдыхай.
Алексей Шмелёв — «Философ плацкарта»
Москва, 30 лет.
«Оглянись на себя не во гневе — в этом городе ты еще не был. И расти, как растут деревья: одновременно в землю и в небо».
Алексей Шмелёв — поэт, музыкант, один из основателей культурного арт-проекта «Мужской голос». Уже вышли два сборника его стихов, «Апельсиновые рощи» и «Пыль». Печатался в литературных журналах «Юность», «Москва», «Нева», «Дружба народов» и др. В настоящее время работает над третьей поэтической книгой.
Стихи Шмелёва — это простой рассказ о сложных чувствах. И мы попробуем раскрыть его так же просто, всего в двух цитатах:
«…потрясает многообразие лирических героев, вызревших в этом молодом Поэте, который одним из немногих по праву получил Есенинскую премию. Это и команданте Че Гевара, и вертинствующий студент дореволюционной России, вырастающий через несколько страниц в полноценного писателя-народника. И политический борзописатель… Простите, обозреватель. И все эти образы гармоничны по ритму, мелодике и стилю речи. Последнее тем более удивительно, поскольку Алексей — стилист интуитивный, что еще более роднит его с Есениным.»
Илья Стечкин, журналист
«Алексей Шмелев — реалист, его творчество обращено к повседневной жизни…»
Римма Казакова, поэтесса.
Всё тебе не хватает чего-то, всё меняешь за городом город. И работа тебе — не работа, да и повод, как будто не повод… Эта женщина рядом с тобою — есть красивее, кто бы спорил… Да и то, что зовётся судьбою лучше было бы встретить у моря. И понять — нет любви безответной, потому что любовь — есть служенье, и что только движенье бессмертно, потому что рождает движенье… Оглянись на себя не во гневе — в этом городе ты ещё не был. И расти, как растут деревья: одновременно в землю и в небо.
Егор Труфанов — «Егорик»
Хабаровск, 26 лет.
«И когда меня спросят однажды, Так зачем же вы стали поэт? Я отвечу и чинно, и важно: Ну а х*ли бы, собственно, нет?»
Егор Труфанов — поэт, участник культурного арт-проекта «Мужской голос». Он прославился шутливыми «егориками» (злободневными четверостишьями) и занятными философскими размышлениями в больших формах. Хулиганские и остроумные «егорики» Труфанова — своего рода поэтическая акция, ещё одно лицо современной поэзии, на этот раз — с явным выражением ухмылки.
Я устал от зимы, Ненавидящей город, Точно мачеха — неродного. Отряхнув и расправив ворот, Я сверхновой сверхновой, Как будто по рождеству, Добираюсь домой Из дома.
Полушапный народ, Что идет похмеляться в аптеку, Оглушает столичную дрянь От метро до метро. Голожопая дрань Одетая в ипотеку.
Эти люди — что воробьи, Что синицы. И нет бы умчаться к югу… Я бы тоже оставил подругу Остудиться, А сам бы… Но не в дугу.
Арс-Пегас (Арсений Молчанов) — «Гражданин»
«я открываю рот, вы открываете „Hennessy“. я — самовлюблённый урод с комплексом неполноценности».
Арс-Пегас — поэт современного мегаполиса. Его тексты, и главное, форма их подачи — экспрессия столицы, площади, стекла и бетона. Неслучайно в его стихах много образов города: метро, автобусы, вокзалы. А пишет Арс-Пегас про абсурдность, которую приобретают старые понятия вроде любви, Бога во времена новых понятий, технологий и реалий постмодерна.
Наибольшую популярность Молчанов приобрел во время протестных митингов 2011–2012 годов, когда читал гражданские стихи перед многотысячной толпой. Сегодня он — едва ли не самый известный молодой поэт России.
Всё же главная заслуга Арс-Пегаса — его «ЛитПоны» (литературные понедельники). Но об этом лучше всего рассказать через его слова:
«Я собираю тусовку вокруг себя. Моя тусовка — ЛитПон. Я провожу их с 2009 года. Это помощь не только молодым и талантливым поэтам, но и зрителям, блуждающим в информационном море.
По отношению к литературе до меня, я — продолжатель. Не опровержитель и не соперник. Строго по Бродскому, поэт — это проводник языка. Даже, наверное, не проводник, а инструмент. То есть поэты, которые считают, что язык — это их инструмент, обольщаются. Это они — инструменты языка».
ХОЛОДНЫЙ ХАЙП
Вот это хайп, вот это баттл, Всё проигравший Сатана, Друзья, стабильная зарплата, С колен встающая страна, Любовь, жена и в центре двушка, Три чудных дочери и сын. Очнись!.. Возможно, всё ловушка, И потому-то ты один Сидишь в лачуге на «Приморской», Ведёшь безмолвный разговор, Не чувствуешь души и мозга, А только холод и укор.
Птицами (Дмитрий Качмар) — «Лирик»
Днепропетровск, 28 лет.
«А завтра меня проводит до вагона чей-то рукав, Чья-то ладонь засунет магнитик мне в вещи. Ты спросишь, сколько я получаю за вечер, А я брошу в твою душу слово, Чтобы узнать насколько она глубока»
Дмитрий Качмар (псевдоним Дима Птицами) — популярный поэт из Украины, постоянно гастролирующий по всем крупным городам России, Украины и Беларуси.
Главное, что стоит понять, Птицами — это не только стихи, но и голос. Дима Качмар стал известен среди ценителей качественной современной поэзии не в последнюю очередь благодаря авторскому исполнению собственных строк. Он одним из первых начал записывать. Такой формат, когда строчки переходят в эмоции, а дальше в голос и запись MP3, не мог не понравиться зрителю: число его поклонников выросло очень быстро.
Широкая популярность же пришла к Птицами после записи стихотворения «Вы видели, как умирают киты?». Сильное, наполненное, самобытное звучание его низкого голоса трогает, резонирует и волнует много больше, чем голые столбцы стихов.
Очевидно, мы живём в более прозаичное и прагматичное время, чем Ахмадулина и Бродский. И всё же, теряя в поэтичности и контрастах, наше время отличается широким числом форм самовыражения; представляет нам поэзию, поэта, его личность в совсем новых ролях и качествах.
Интернет сделал искусство вообще, и поэтическую культуру в частности, ближе и доступней. Сегодня её новый, цифровой век. В том множестве направлений и авторов, что вмещает сеть, каждый вполне способен найти ту поэзию, что тронет и увлечёт именно его.
комментарии