Александр Blot: «Когда я рисую, то всегда стараюсь делать это деликатно»

#Люди
2 июля 2018. 09:31

Пока художница из Нижнего Полина Байкова рисовала арку, по тому же адресу оформлял фасад художник из Пензы Саша Blot. В фестивале «Место» он не новичок — в прошлом году Нижний уже украсила одна из его работ. С Сашей у меня получилось встретиться только с третьей попытки. Но после разговора я поняла, почему: оказывается, он не просто художник, а супергерой. Сейчас расскажем, как так вышло.

Саш, расскажи для начала, как ты пришел к рисованию?
— Это мое детское увлечение. Я учился в художественной школе, и в институте были дисциплины, связанные с рисованием. Всю жизнь соприкасаюсь с этим видом творчества. А 10 лет назад я впервые вышел на улицу. Это получилось достаточно спонтанно: двое моих друзей из параллели хотели пойти рисовать на стене. Я предложил их пофотографировать, но потом подумал, что это не так интересно, как попробовать самому. Я купил автомобильные баллоны, самые убогие. И прямо с первой нанесенной линии меня дико привлек новый формат. Может, отчасти потому, что на учебе я всегда должен был пребывать в каких-то рамках — всякие правила, академические каноны. А на улице ты можешь быть абсолютно свободным. Рисовать так, как видишь ты, а не преподаватель. С того момента все и пошло, этот эксперимент продолжается до сих пор.

Ну, сейчас твой «эксперимент» перерос в яркий прослеживающийся стиль. А помнишь, с чего начинал?
— На самом деле, да, первую работу помню очень хорошо. Я не могу сказать, что она как-то сильно отличалась от нынешних. Думаю, в ней все равно можно найти отголоски того, что я делаю сейчас. Я пытался сделать иллюзию выдирания куска стены. А оттуда появлялся персонаж, похожий наполовину на мультяшного червяка, наполовину на какое-то привидение. В любом случае, это была близкая к мультипликации история, собственно, то, что я делаю сейчас. Не было каких-то резких переходов от одних тенденций к другим.

А что тебя толкает на создание рисунка? Что мотивирует или вдохновляет?
— Когда как, на самом деле. Часто, все в совокупности, но больше всего — энергия места. Если ты сидишь дома, рисуешь на холстах — это одна история, здесь присутствует чисто автор. На улице же совсем другая атмосфера. Ты можешь подготовить эскиз, но на деле все равно получится по-другому, место само все подкорректирует.

Улица — это определенный живой организм, который выступает твоим соавтором, а порой даже идет впереди тебя и задает идею.

Как в Пензе с уличным искусством?
— Да никак, в принципе.

То есть ты там один занимаешься стрит-артом?
— Да нет, там есть ребята, которые рисуют, даже те самые, с которыми я начинал 10 лет назад. Один из них все еще этим занимается, просто мы ушли немного в разные стороны. Тут сам человек более важен, я думаю. Город может быть супертворческим, но при этом можно найти сотню причин ничего не делать. А может быть маленький городок, где будут места, которые тебя дико вдохновят. Вообще, я считаю, может это и хорошо, что у нас нет такой общей волны. Ты на нее не ведёшься, а просто делаешь то, что сам хочешь. Мне кажется, это важнее.

В «Место» ты уже участвовал?
— Да, в прошлом году делал небольшую работу. Это был белый персонаж с растением. Он все пытается создать хорошую погоду, но получаются грозовые облака. Их уже много, но он все равно продолжает стараться. Суть в том, что рано или поздно ты добьешься того, к чему стремишься. До этого, возможно, будет израсходован миллион попыток, но главное этот миллион сделать.

Фото со страницы «ВКонтакте» Александра Blot

Ты бывал в Нижнем вне рамок фестиваля?
— Да, всего был здесь раз 6-7. Я и Никита Номерз познакомились в 2015 году в Питере. С тех пор мы по-дружески общаемся, вот к нему в гости и приезжал. В этот раз из-за фестиваля.

Ты заметил какие-то изменения в городе? Это сейчас особенно актуально в связи с подготовкой к ЧМ.
— Не особо, если честно. Разве что видна суета какая-то. Но мне кажется, этому городу и не нужны изменения, у него своя особенная атмосфера. Главное, чтобы старые здания реставрировали, которые, собственно, ее и создают. Я люблю Нижний.

Как думаешь, с какими проблемами сталкиваются уличные художники? Может у тебя такие возникали?
— Вообще, ситуации бывают разные. Была у меня одна интересная история. Мы с друзьями рисовали на будке, мимо проходили полицейские. И тут они начинают кричать нам «Стой», хотя мы никуда не убегали, но они видимо, этого ожидали. Ничего, я к ним подошел, поговорил, все обошлось. В диалоге один попросил дать номер, сказал, что хочет картину. Помню, я дал ему какой-то левый контакт (смеется). Мнения, конечно, бывают разные. В России это все гораздо дольше принимается людьми.

Как и многое другое, собственно…
— Вот да, именно. Поэтому раньше все было намного агрессивнее. Хотя мне кажется, что если ты делаешь что-то в противовес, то так даже лучше. Это дает тебе четкое понимание, хочешь ты заниматься этим или нет. Если ты сразу видишь одобрение в адрес своих работ — ну да, классно. А если ты пошел, нарисовал, и все сказали, что это говно — тут другое дело. Ты уже понимаешь, для чего ты это делаешь: либо тебе важно одобрение других, либо ты работаешь для себя. Лично я всегда знал, что ничего не порчу.

Когда я рисую, то всегда стараюсь делать это деликатно. Раньше даже специально поверх каких-то агрессивных надписей рисовал. Я знал, что хуже не сделаю, даже если создам что-то некрасивое в понимании некоторых людей. Хотя красота, по-моему, самая субъективная вещь на свете.

У тебя самого есть любимые художники? Может, кем-то вдохновлялся на начальных этапах.
— Да, есть любимые, но не думаю, что перенимал их стилевые особенности. Считаю, что важно быть самим собой. Конечно, вдохновение кем-то или чем-то неизбежно, и это найдет отголосок в творчестве. Меня художники цепляли, скорее, своей открытостью и смелостью. Очень нравятся Ван Гог, Дега, Пикассо — это классики, но они были самими собой. Их тоже не сразу приняли. Не думаю, что они старались кому-то угодить, а это самое главное.

Наверняка у тебя уже спрашивали, но все же почему Blot? Знаю, что с английского переводится как «пятно».
— Да, все так. Мы в детстве с ребятами играли в супергероев, каждый придумал своего и его способности. У меня был маленький англо-русский словарик. Как-то вечером я листал его, хотел найти емкое лаконичное английское слово. И тут наткнулся на «blot». Мне оно показалось подходящим. Способности герою я придумал соответствующие: он, как пятно, мог принимать разные формы и так далее. Потом, когда я в первый раз пошел рисовать на стене, мне захотелось как-то подписать свою работу. Я подписался именем своего супергероя. Так с тех пор как-то спонтанно и пошло.

Саш, спасибо тебе. Напоследок блиц.
1) Для тебя искусство это…
— Свобода.
2) Вдохновение приходит…
— И уходит.
3) Настоящий художник должен…
— Вообще никому ничего не должен. Должен быть самим собой только и все, больше ничего не должен, слава богу.

КАТЯ КАНДАЛОВА

комментарии