Александр Велединский: «Режиссура — это значит найти людей, которые с тобой на одной волне»

#Медиа
1 февраля 2016. 12:44

Год российского кино открылся в Нижнем Новгороде встречей с выдающимся режиссером и нашим земляком, Александром Велединским, известного работой над такими картинами, как «Бригада», «Географ глобус пропил», Ладога». Узнать о перспективах киноиндустрии и о личных творческих наработках Александра Алексеевича посчастливилось Ольге Обнорской.

О родине и людях.

В прошлом обычный студент технического университета, а сегодня — известный режиссер, уже показавший себя на российском и международном уровнях, Александр Велединский никогда не думал, что его фильмы будут носить глубоко философский характер. О том, почему так происходит, режиссёр, будучи студентом, не являвшийся поклонником философии, о философском кино говорит с иронией и называет такие фильмы просто содержательными.

«Мне нравится снимать людей. Нет ничего интереснее, чем снимать человека и наблюдать за ним», — делится Александр.

Вспоминая школьные годы, положившие начало увлечению киноиндустрией (свой первый фильм Велединский «снял» с соседским мальчишкой во втором классе), режиссер не перестаёт думать о возможных съемках на родине, тщательно подбирая определённый сюжет конкретно для Нижнего Новгорода.

image (2)

«Сегодня кино снимают в основном в крупных городах, как это делают голливудские режиссеры. Мы привыкли видеть в кино Москву, Санкт-Петербург, но, конечно, я хочу снять и родной город, но считаю, что для Нижнего Новгорода нужен какой-то определённый сюжет».

Сегодня Александр Алексеевич, как член Министерства культуры Нижегородской области, принимает активное участие в становлении культуры региона и редкий выходной посвящает родному городу.

«Обитель — это сложная вещь.»

Творческая плеяда двух талантливых нижегородцев, Захара Прилепина и Александра Велединского, которые слышат и понимают друг друга, готовит обширный проект — экранизацию романа «Обитель», работу над которой писатель доверил только Александру Алексеевичу. О том, почему Захар выбрал именно его, режиссер без ложной скромности отвечает:

«Я не думаю, что Захар доверил мне снимать картину, потому что я его любимый режиссер. Доверие основано, прежде всего, на том, что мы вместе стояли у истоков романа. Когда мне предложили снять что-то о Соловках, я сразу же позвонил Прилепину, который обещал подумать и перезвонил на следующий день. Задумав написать повесть или рассказ, Захар через три года создал огромный роман.

image

Работая над сценарием совместно с Петром Тодоровским, создавая фильм на собственные деньги на протяжении вот уже года, Александр Алексеевич, опираясь на сюжетную канву романа своего земляка, морально готовит себя к еще долгой и непростой работе: «Снимать экранизацию романа — сложная вещь. Нам попросту не хватает средств, отчего и ведутся съемки на частные деньги. Государство, конечно, обеспечивает режиссеров, но в большей степени тех, кто снимает фильмы о войне или героях. Я бы хотел, чтобы поддерживали, в первую очередь авторов, как это делалось раньше, а не проект, как это делают сегодня.  Над «Обителью» мы работаем уже год, отсняв три четверти картины без господдержки,  и, как минимум, продолжим нелегкую работу еще полгода, потому что наш проект обширный и плотный, требующий дорогостоящих декораций и оборудования. Я всё ещё надеюсь, но реально смотрю на вещи и рассчитываю на свои силы и силы тех людей, которые мне помогают».

Прожив некоторое время на Соловках, будто очутившись в другом мире и в полной мере прочувствовав таинственную атмосферу, Прилепин и Велединский, получив колоссальный опыт, непременно постараются показать, как видели и понимали люди эпохи романа мир. Нижегородцам посчастливится первыми увидеть экранизацию, ведь премьера фильма состоится в Нижнем Новгороде.

image (1)

Нам попросту не хватает средств, отчего и ведутся съемки на частные деньги. Государство, конечно, обеспечивает режиссеров, но в большей степени тех, кто снимает фильмы о войне или героях. Я бы хотел, чтобы поддерживали, в первую очередь авторов, как это делалось раньше, а не проект, как это делают сегодня.

О киноиндустрии и творческих планах.

Говоря о киноиндустрии в России, Велединский грустно замечает: «Сегодня киноиндустрии в России нет, нет российского «Голливуда», который существовал раньше и чьим фундаментом были «Мосфильм», «Ленфильм». Несмотря на устоявшиеся «каноны» современного кино, Александр Алексеевич снимает кино по собственному сценарию, отвергая «построчную» экранизацию. Как мастер своего дела и творческий человек режиссер большое удовольствие получает от общения с людьми, словно изучая их на протяжении съемки.

Творческая личность всегда стремится воплотить в жизнь свои идеи, реализовать планы. Сегодня творчество Александра Велединского направлено исключительно на «живой» проект, на «Обитель», съемки которой идут уже долгое время. Помимо экранизации романа Захара Прилепина, Александр с восторгом упоминает о произведении Евгения Водолазкина «Лавр» и задумывается…

Ольга Обнорская. 

комментарии