В конце 2016 года известная российская рок-группа Louna выпустила свой четвертый альбом — «Дивный новый мир». Их музыку всегда отличало энергичное звучание, громкий вокал, агрессивные и призывные ноты в творчестве, а также ярко выраженный остросоциальный контекст. Новый альбом продолжает эту традицию и даже меняет её в сторону ещё более агрессивного, протестного звучания. Как говорят сами музыканты, к написанию альбома их побудил тот абсурд, который происходит в стране и в мире.
Услышав название «Дивный новый мир», многие вспомнят об антиутопии английского писателя XX века Олдоса Хаксли. Антиутопия – общество, представляющееся нежелательным, отталкивающим или пугающим. У Олдоса Хаксли — это мир потребления и праздности, который держится на пропаганде вывернутых наизнанку ценностей, на ложных истинах и кастовом делении. Жители такого мира являются рабами тоталитарного государства, хотя сами так не считают, ведь им внушили, что они счастливы.
Является ли альбом прямой отсылкой к литературному произведению Хаксли, есть ли в нём какие-либо связи с антиутопией «О дивный новый мир»? По словам музыкантов, параллель с романом Хаксли в их альбоме действительно прослеживается, но завуалированная. Louna словно рисуют свою антиутопическую действительность. Чтобы прочувствовать ее, предлагаем путеводитель по альбому Louna «Дивный новый мир», а после обязательно посетить их концерт в нашем городе.
#1«Громче и злей»
Открывается альбом композицией «Громче и злей». В тексте звучит призыв «Бей в барабан!» и фраза «No pasaran». Это призыв пробудиться ото сна и наконец проявить себя, воспламенить своё сердце. Призыв к тому, чтобы не бояться отстаивать свои взгляды.
Фраза «беспросветные дни в сонном царстве теней» определённо может отсылать нас к «О дивному новому миру» Хаксли, чьи обитатели не жили по-настоящему, а лишь существовали, словно во сне. Музыканты здесь как бы намекают на наш мир. Поэтому слова «громче и злей» — агрессивный протест музыкантов против праздности, безучастного существования, призыв к пробуждению всех остальных.
#2«Весна»
В песне «Весна» мы слышим также мотивы протеста, неприятия. Куплет будто вводит нас в реальность, с которой не примиряется автор. В таком мире государство выглядит царством без горя и тревог, но нет в нём по-настоящему независимых людей, есть только иллюзия свободы.
Второй куплет продолжает эту линию, но содержит уже более конкретные аллегории: Теле-Геббельс «варит клей из косного мозга знакомых», «в лодке лишь бремя и стекло» — утерянные ценности, утерянная свобода, бесцельность существования.
Более мелодичный припев является олицетворением надежды автора, веры в то, что «придёт весна», то есть, опять же, произойдет пробуждение масс, заговорят умеющие думать и произойдут долгожданные изменения к лучшему. Весна в песне символизирует пробуждение народа от сна и перемены в обществе.
#3«Пропаганда»
Название следующей песни «Пропаганда» говорит само за себя. Композиция имеет довольно мрачный характер, освещая проблему зависимости общества от телевидения и различных СМИ, а также влияния их на общественное мнение.
Текст песни насыщен метафорами: «Цезарь слил в офшор, Брут спалил протест» или «Цезарь крал за народ, Брут продался за твит». Это скрытая отсылка к властям. Причём музыканты не делают упор на конкретном времени, намекая, что власть всегда одинакова – кто крадёт, кто продаётся и нет разницы между Цезарем и Брутом.
Чтобы никто не бунтовал, есть отличное средство – пропаганда. С её помощью можно менять массовое сознание, управлять обществом («желто-белая мгла», которая дурманит, ослепляет.). Пропаганда может воздать по делам абсолютно всем, даже тем, кто у власти. Тот, кто управляет пропагандой — «Вездесущий Бог».
#4«За гранью»
Композиция «За гранью» — это музыкальный призыв, в котором поётся об особом состоянии «за гранью» — обретении свободы, воли, права жить без страха и не подчиняться и обретении смелости, чтобы не сдаваться и искать свой путь.
#5«Родина»
Разбавляет общий, тяжелый колорит альбома композиция «Родина». Это откровение человека, посвященное Родине – краю, где прошло его детство. Такое место до конца жизни останется прибежищем от горестей внешнего мира, куда можно вернуться, чтобы успокоить душу, поплакаться и просто забыться. В контексте альбома это может быть криком отчаяния и боли, когда окружающая действительность невыносима и уставший человек ищет утешения.
#6«Сердца из стали»
Очевидна многоплановость текста. Слушатель может буквально понять слово «семья» и связать слова песни с личной трагедией. Но многие выйдут на другой уровень восприятия, связанный с потерей общественных ценностей. Люди, ещё недавно жившие в стране, где пропагандировалось народное единство, также считали себя одной большой семьёй, с определёнными жизненными ценностями и идеалами.
В современном мире всё совсем не так. Композиция рисует нам общество, на семью совсем не похожее, общество, полное зла и безразличия, где каждый сам за себя. Слишком долго люди ждали перемен к лучшему, томились, и это привело к поголовному равнодушию и окаменению людских сердец.
#7«Больше ада»
Следующая композиция «Больше ада» создаёт мрачное настроение. Открывают её слова религиозного деятеля. Он высказывается положительно по поводу уничтожения людей, которые, по его словам, этого достойны.
В песне звучит злая ирония, мрачная усмешка по отношению к религиозным деятелям и современной церкви, которая имеет значительное влияние на общество. И вот мы наблюдаем, как извечные истины извращаются, а ложь преподносится как истина. Религиозные деятели творят настоящий ад, и Louna саркастически вторят «Больше ада!».
#8«Обычный человек»
В композиции «Обычный человек» воспевается образ нашего современного мира. История о герое, сумевшем вырваться из повседневной реальности, состоящей из одиночества, серых будней и однотипных развлечений.
В отечественной литературе такой образ достаточно популярен. Например, в романе Максима Горького «Мать». Именно мать главного героя, простая русская женщина, смогла пробудиться к новой жизни, из забитого жизнью человека стать личностью, борющейся за правду.
Героем становится обычный человек, который поборол в себе негативные качества, такие как страх и лень, и поставил перед собой высокую планку, избрал достойный путь. Он верит в себя, невзирая на трудности и чужое мнение. Счастливо или трагически он закончил, мы не знаем, но герой смог совершить нечто великое, «сон сделать былью».
#9«Суперхит»
Композиция «Суперхит» носит чисто сатирический характер. Это музыкальный эксперимент, композиция-шутка, где музыканты выражаются о себе с мрачной иронией, сарказмом.
#10«Тонкая красная нить»
«Тонкая красная нить» — это нить памяти, связывающая кровью и болью людей, переживших войну. Песня, призывающая жить без вражды. Слишком разрушительна её сила, слишком горьки воспоминания и невосполнимы потери – музыканты призывают к миру.
#11«Те, кто в танке»
Продолжает этот антивоенный призыв следующая песня «Те, кто в танке». Но здесь он завуалирован под жесткой, мрачной иронией по отношению к государствам, устраивающим бесконечные войны, в которых обычные люди – всего лишь пешки.
#12«Дивный новый мир»
Завершает альбом одноимённая ему композиция «Дивный новый мир». В ней рисуется нам постапокалиптическое государство, антиутопия во всей своей красе. Люди больше не борются за свои права и свободы, все равны и счастливы в своём рабстве. И хотя в песне это уже свершилось, вероятно, такое мрачное завершение является предупреждением музыкантов, предостережением к тому, что данный сценарий имеет все шансы осуществиться в нашем мире в ближайшем будущем.
Музыканты рисуют нам современное общество и важные его проблемы, которые вполне могут привести к государству, описанному Олдосом Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир».
комментарии