Как появился великий и могучий Автозаводский район

#Город
19 ноября 2019. 01:15

Нижегородцы знают Автозаводский район, как территорию, где находится завод ГАЗ. Однако история этого района Нижнего многим неизвестна. Разбираемся, как из поселкового города вырос процветающий район с крупным заводом.

Город рабочих

Изначально это был рабочий город около автозавода, которому также принадлежали несколько поселков: Северный, Западный, Восточный, Американский, селения Карповка, Малышево и Монастырка.

Дома барачного типа строились на скорую руку, в качестве временного жилья.

Источник: topwar.ru

В 1931 году, после Президиума Нижегородского Краевого Исполнительного Комитета из земель Канавинского и Дзержинского района был образован Автозавод.  К 1934 году его территория значительно увеличилась за счет присоединения к черте тогдашнего города Горький поселков Гнилицы, Стригино, Нагульное и Новое Доскино. 

Развитие района напрямую связано с постройкой и запуском производства известного автомобильного завода «ГАЗ». О поселках Молитовка и Карповка мы уже рассказывали, поэтому рассмотрим другие селения. 

Поселок Американский 

Его создали для иностранных инженеров, принимавших участие в работе на ГАЗе. Для таких гостей построили элитный жилой комплекс из коттеджей, а использовали американские стройматериалы. Так выросли дома с большими комнатами и высокими потолками, оснащенные аппаратами для нагрева воды. По подсчетам 1935 года в поселке проживало около 1600 человек, считая семьи советских инженеров. Кроме того, там работали детский сад, школа, клуб, сберкасса, прачечная, гостиница, столовая, баня, почта и тепловая станция, которая отапливала жилища. Иностранцами была создана особая среда, где люди жили по своим устоям и вели собственный образ жизни. 

По окончанию программы большинство иностранцев решило остаться в СССР. Но в 1937-1938 многих стали обвинять в шпионаже и попали под сталинские репрессии. 

Еще одно поселение, которое стало частью будущего Автозаводского района — Гнилицы. В далеком XVII веке, при Петре I, поселок Гнилицы выбрали для строительства морского флота. Место было удобным: вокруг рос сосновый лес, а весной корабли легко спускали на воду во время паводка. Жители поселков Гнилицы и Гавриловка трудились под руководством городецких мастеров. Позднее, когда прошли времена Петра I, население стало заниматься плотничеством. 

Активно развивалось пароходство, люди шли работать на пароходы и баржи, трудились на Сормовском заводе. В Гнилицах были и свои предприятия: затон для зимовки и ремонта пароходов и барж, чугунолитейный и механический заводы. 

В 1930 х годах в деревне Монастырка, примыкающей к Гнилицам, началось строительство автозавода. 

О том как американские специалисты трудились на Горьковском автозаводе даже написана книга. Автор Ричард Картрайт Остин использовал письма и документы отца Аллана Оситна, чтобы восстановить мельчайшие подробности о жизни рабочих.

Социалистический город

Название микрорайона сохранилось и по сей день  — это Соцгород. Идея района — воплощение идеальных коллективистских форм жизни людей. В названии чувствуется дух эпохи и сила людей-первостроителей. 

16 мая 1930 года началось строительство первых домов на проспекте Жданова (сейчас пр. Молодежный). Была воплощена идея строгого зонирования Соцгорода с промышленной, транспортной, зеленой и коммунальной зонами. 

Соцгород с домами-коммунами отражал дух советской эпохи и положил начало становлению советской архитектуры. 

Четырехэтажные дома в коммунальной зоне соединялись переходами на втором этаже, где открывался вид на зеленую зону.

Проект города-коммуны должен был решать целый ряд острых проблем. Так, например, ставилась задача раскрепощения женщины от домашнего хозяйства и привлечения ее к производству, то есть воспитания культуры труда. 

Кроме жилых помещений были предусмотрены красные (главные) углы для коллективного отдыха, в конце коридоров общие туалеты, кухни и ванные комнаты. Ожидалось строительство пяти таких «пятков», но из-за недостатка ресурсов оно было прервано и проявилась «строчная» застройка. 

Сквер и дома на проспекте Ильича сохраняют свой первоначальный вид до сих пор. 

Источник: pro-nn.org

Следующие дома были уже совершенно иными: скудная архитектура, общие коммунальные и подсобные помещения. В том же духе сделали 60 домов на пр. Жданова, Ильича и Кирова.

Новая пятилетка — новый стиль 

В 1933-1934 года — время активного благоустройства района — появились скверы около пр. Ильича, новые дороги и тротуары на пр. Кирова. Открылись поликлиника, инфекционная больница и гостиница «Волна».

Гостиница “Волна” стала памятником конструктивизма. Проживание в этом отеле считалось довольно престижным. 105 номеров, бильярд, парикмахерская, солярий и ресторан “Чайка”.

В 1934 году завершилось строительство автомобильной дороги, соединяющей главную дорогу и Ленгород (сейчас — проспект Ленина). Наладились коммуникации с другими частями города. 

В 1933 году планировалось расширение автозавода. Больше новых работников — больше жителей! Проект нового градостроительства был утвержден 13 мая 1936 года, и с приходом новой пятилетки строились уже 5-ти, 7-ми и 9-ти этажные, замкнутые по периметру, с арками. На первых этажах находились столовые и магазины. Квартиры стали более комфортабельными, с лоджиями и балконами. 

Горьковский автомобильный завод в жизни района

Горьковский Автомобильный Завод им. Молотова (ГАЗ) зародился 1 мая 1929 года, когда Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ) СССР заключил с американской фирмой «Ford Motor Company» соглашение о помощи по налаживанию производства легковых и грузовых автомобилей типа «Ford-A» и «Ford-B». 

Всего лишь за 18 месяцев на пустыре вырос огромный завод ГАЗ, который до сих пор продолжает производство автомобилей.

Источник: avt.nn.ru

Уже через год, 2 мая 1930 года, было положено начало строительству автомобильного завода. С 1 января 1932 года завод был запущен, а уже 29 января был выпущен первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА. 

Вместе со стройкой завода шло строительство жилых комплексов Соцгород, Северный и др. Из-за острой нехватки жилья на скорую руку строили также временные дома барачного типа.

После развала СССР Горьковский автомобильный завод стал одним из первых крупных заводов, адаптирующихся к появившимся рыночным условиям. В 1992 году завод стал открытым акционерным обществом (ОАО).

Источник: pastvu.com

Во время ВОВ завод пережил много испытаний, так как часто подвергался бомбежке. В военные годы производство переориентировали на военную технику: был налажен выпуск бронемобилей, минометов, машин с высокой проходимостью и внедорожников.  

Во время войны 1941-1945 года в  поле у деревни Мордвинцево из стекла и фанеры построили огромный муляж завода ГАЗ. Это было сделано для того, чтобы сбить с толку немецкие бомбардировщики: в муляже все время горел свет, и самолеты бомбили его, а не настоящий завод. Сейчас на этом месте находится село Федяково. 

Сейчас проводятся экскурсии по улицам самого завода, которые еще глубже знакомят с историей. Кроме того, можно посетить музей истории ГАЗ, где представлены автомобильные экспонаты.

ГАЗ сейчас — известнейшее предприятие, поставляющее продукцию на отечественный и зарубежный рынки. Хотя на нем и остановлено производство легковых автомобилей, завод занимается выпуском грузовых машин различного назначения. Его строительство стало ключевым событием в жизни города. Завод дал жизнь и Автозаводскому району. 

Новые микрорайоны

История района и его особенный колорит не ограничиваются временами СССР. Отличным примером этого станет строительство современных комфортабельных микрорайонов. «Водный мир», «Спутник», «Молодежный» и «Юг» — эти названия слышал каждый нижегородец. 

Чем же они примечательны? Например, в центре «Водного мира» находится небольшой водоем (что легко объясняет название микрорайона). На территории предусмотрено место для детских садов, площадок и зон для прогулок. Автомобилисты оценят подземный паркинг.

По плану общая площадь жилья составляет 105 кв. м. В 1600 квартирах сможет проживать как минимум 4000 человек.

Источник: en.wikipedia.org

Южный микрорайон пропитан ощущением южного городка. Он находится вдали от других микрорайонов, и поэтому у него сложился свой образ жизни. Здесь есть и магазины, и новые детские и спортивные площадки, а также торговый центр с кафе «Порт Артур» и яхтклуб. Придомовая территория ограничена для чужих машин шлагбаумом. С остановки нетрудно добраться до центра района и метро. 

Территория микрорайона охраняется посредством видеонаблюдения и сотрудниками служб быстрого реагирования.

Источник: tumanin.ru

Район построен недалеко от реки, поэтому есть живописные места для прогулок. Летними вечерами на улицах довольно людно. Правда в холодные дни из-за близости реки там гуляет только ветер. 

Проект жилого комплекса «Молодежный» реализовали в 2006 году. Его признали лучшим архитектурным проектом России. Изначально, на месте высотных голубых домов был фундамент недостроя —Дворца Спорта. Сейчас, пройдя через «Парк Культуры» нас встречают восемь 17-этажных зданий. Во дворах детские площадки, тротуары, милые газончики и торговый развлекательный центр. В городском рейтинге архитектурных проектов «Молодежный» занял третье место. Автором проекта ЖК «Молодежный» выступил Виктор Быков. 

Жилой комплекс «Спутник» объединил в себе 7 девятиэтажных домов так называемой антикризисной серии. В ней 5 домов с двумя подъездами и 2 с одним подъездом. 

Как и любой новый микрорайон Автозаводского района, ЖК «Спутник» имеет рядом все удобства: детские площадки и сады, школы и магазины.

Ночная сказка автозавода. Источник: reporter-nn.ru

Сейчас Автозаводский район — один из самых благоустроенных районов города, который не только сохраняет историческую память о былых временах, но и активно развивается для улучшения качества жизни людей. 

ВАЛЕРИЯ КОНСТАНТИНОВА

РЕДАКТОР: МИЛЕНА ПАЗИНА

комментарии