Спектакль-концерт Чайка|Грязь – театр глазами поколения ЛСП, Монеточки и Скриптонита

#Люди
16 октября 2018. 23:08

Чехов, Мальбэк и Сюзанна вряд ли оказались бы в одном предложении, если бы не
экспериментальная постановка нижегородского творческого объединения Чайка|Грязь. Разговор с режиссёром.

Чайка|Грязь – это союз, возникший из любви к сцене и жизни, между выпускниками
Нижегородского театрального училища и Музыкального колледжа. Весной этого
года молодые актёры и музыканты объединились, чтобы рассказать чеховскую «Чайку» в
ритмах современной музыки.

5 октября прошёл последний спектакль ребят на нижегородской площадке перед
премьерным гастрольным туром. Некоторые зрители пришли на «Чайку» уже не в первый
раз. Такое постоянство публики удивляет, ведь путь к сцене и признанию у спектакля был
не простым. Идея долго лежала «на полке», не получив одобрения педагогов после показа
в училище.

Мы поговорили с режиссёром Никитой Чебатковым, чтобы узнать, чем привлекает
Чайка|Грязь, об отношениях со зрителем и мотивации в актёрской профессии.

Как появилась мысль объединить классическое произведение с современной
музыкой и почему именно «Чайка» стала частью спектакля?

Это было очень просто. Первый курс, поступление в театральное училище, к
собеседованию мне сказали познакомиться с пьесой «Чайка». Я прочитал и сразу же
провёл параллель. Мне было 15 лет, я был влюблен и сопереживал Треплеву, начал
обдумывать произведение. А на фоне просто играла современная музыка.

На четвёртом курсе я вернулся к идее сделать свою постановку. Посмотрев клип про Рому Англичанина (ЛСП) я понял, что вот он – Треплев современности. Таких Треплевых сегодня много.

История любви, которая была у Константина Гавриловича, встречается всюду: любой
юноша сталкивался с неразделённой любовью. Каждая девушка сталкивалась с тем, что не
может ответить взаимностью.

Захотелось взять личность Ромы Англичанина как основу для образа Константина
Треплева. Нас обучали такому приёму: берёшь за основу личность, продумываешь
внутренние обстоятельства жизни, объединяешь с другим героем. Я подумал, почему бы
не сыграть Рому Англичанина, ведь именно в его музыке я нашёл отголосок чеховской
пьесы.

Расскажите, как вы познакомились и как пришла идея работать вместе?

Я учился на втором курсе театрального училища, мастерская Сучкова, Харламова. Данила
(Данил Егунов, Тригорин) – мой однокурсник. Кеша (Иннокентий Харламов,
электрогитара) и Варворкин (бас-гитара, виолончель) были приглашены режиссёром,
чтобы написать музыкальный аккомпанемент к учебному спектаклю «Калека с острова
Инишмаан», где я играл с Данилом. Мы сдружились, я рассказал им идею спектакля
«Аляска». У нас был конкурс театральных работ в училище (там любой актёр может
проявить себя как режиссёр). И мы начали работать, но ничего не получилось.

В конце четвёртого курса я смотрел клип группы ЛСП «Тело», у меня тогда уже был
набросок «Чайки». Музыкальное сопровождение уже подобрано, сценарий написан.
Оригинальная пьеса Чехова была проинтерпретирована и сокращена, осталось шесть
центральных героев.

Мы нашли актёрский состав, барабанщика, позвали Варворкина,
отыграли на просмотрах, но никто этого не оценил. Подумав, я предложил вернуть
спектакль и сыграть его на нейтральной площадке. Обновили актёрский состав (сейчас он
постоянный), музыкальный репертуар, подготовились, сыграли. Зрителям понравилось.
Они попросили сыграть ещё раз. Так мы стали творческим объединением. Сейчас у нас 6
музыкантов и 6 актёров.

Откуда такое название, почему Чайка|Грязь?

Главной песней нашего спектакля, с помощью которой происходит слияние образов
Англичанина и Константина, стала работа группы Грязь «Ненавижу людей». Ещё один
проект с его участием, помимо ЛСП. Я подумал, почему бы не рассказать историю
Чехова в 2018 году? Почему нельзя петь современные песни и разговаривать при этом на
языке классика?

Какую цель вы перед собой ставили, создавая творческое объединение?

– Заниматься искусством. Я считаю, что актёрам и музыкантам стоит работать вместе. В
течение четырех лет обучения меня очень сильно напрягала музыка из колонок. Треки,
которые использовали режиссёры, исполнялись исключительно из колонок, в динамики. Я
подумал, почему нельзя исполнить вживую? Музыка же должна жить.
От чего вы отталкивались, создавая спектакль?

Я, конечно, основывался на классическом произведении. Есть пьеса – это база в любом
случае. Это спектакль, а не концерт и не приглашение попеть вместе. Мы не уходим от
Станиславского и Чехова, не коверкаем классический текст, единственное, что мы
сделали – заменили слово «пьеса» на «песня» («Константин Гаврилыч написал песню»), а
«театр» – на «коллектив».

Вообще же мы не правим слова, а рассказываем классическую
историю Чехова при помощи современной музыки.

Чем Чайка|Грязь привлекает публику?

Сейчас нынешней молодёжи сложно воспринимать текст, на мой взгляд. Подростки
предпочитают слушать и смотреть, они не любят напрягаться при чтении. Представитель
нового поколения ходит с закрытыми ушами и «интровертит» по улице, слушая любимую
музыку. А тут дали и современную музыку, которую он так любит, вместе с классическим
материалом. Чехов – это вершина классики драматургии. Зрителям предстоит в этом
разобраться, а песня становится толчком к пониманию постановки.

Изначально было сделано таким образом: у нас 13 драматических сцен и 13
музыкальных композиций. Есть сцена и её пик. Вы слушаете классический текст, а потом
получаете песню.

Например, сцена Тригорина и Нины: она хочет взять у него интервью, хочет с ним
пообщаться, он интересен ей как человек, как личность, как писатель. Девушка с ним
разговаривает и понимает, что между ними возникла симпатия. Пиком этой сцены
становится песня Мальбэка и Сюзанны «Гипнозы», которая и олицетворяет отношения
Тригорина и Нины на протяжении дальнейшей истории наших персонажей. Таким
образом построен спектакль.

Кто-то ещё делает подобные постановки?

Наверно, нет. Я не говорю, что мы особенные. Ко мне изначально было отношение, как к
режиссёру-провокатору. А я актёр, который мечтал поставить эту пьесу, который любит
современные композиции и решил это соединить.

Хочется, чтобы зрители, которые пришли к нам на спектакль,
покидали зал обновленными людьми благодаря увиденному и
услышанному.

Я пытаюсь рассказать о свободе, которую вижу. Свобода в отрыве, а почему нет? Мы
поем песни Скриптонита, танцуем, а потом выходим и возвращаемся к обычной жизни.
Мы очистились, прокричались, повеселились, полюбили и поплакали. И на примере этого
понимаешь, как много всего впереди.

И я хочу, чтобы люди видели, что мир огромный,
мир их ждёт, мир их любит! Это не провокация, а любовь!

Есть ли у вас планы на будущие совместные проекты?

«Чайка» – это эксперимент, мы продолжаем с ней работать, но я хочу заниматься не
только этим. У нас ещё есть «Аляска». Мы всё-таки поставили её этим летом, решили
вернуться к любимому материалу трехлетней давности. Это американский роман про
школу и про любовь. Он совершенно противоположен Чехову: это 2000-е, это Linkin Park.

Концепция спектакля-концерта родилась случайным образом. У чеховского Треплева
была театральная труппа, хотелось это осовременить, не обидев Чехова, и я дал
Треплеву голос главного в его музыкальном коллективе. Так и получилось, что музыканты
– это часть Треплева. Вся команда спектакля – это группа музыкантов и актёров на
одной сцене: всё это совместилось, и получился новый жанр «спектакль-концерт».

Нужны ли подобные проекты в нашем городе, как вы считаете?

Я считаю, да. Во время учебы в театральном училище мы ставили разные пьесы, в том
числе и классические драматические тексты: Макдонаха, Володина; мы много чего
ставили. К нам в учебный театр ходили зрители, но я очень мало видел наших
ровесников, часто им просто неинтересно и непонятно. Я не думал, что стану актёром и
буду работать в театре. Всегда казалось, что театр – это такая странная штука, которую
хочется понять. Я попытался узнать, что же это такое, поступил в училище, но так и не
смог.

Я до сих пор не знаю, что такое театр и долго, скорее всего, ещё не узнаю.

Это была просто попытка приоткрыть завесу тайны и, видимо, она удалась. Нас
пригласили выступить с постановкой в ноябре в Питере и в Москве, в Рязани у моего
знакомого.

Отыграем, и я с новыми мыслями буду продолжать делать то, что люблю. Я люблю театр.
И ребята, которые со мной работают, влюблены в сцену, театр, музыку, влюблены в
жизнь! Они не сдаются, пытаются полностью отдаться зрителям, чтобы те получили
максимальный кайф от того, что происходит на сцене.

7 октября Творческое объединение Чайка|Грязь отпраздновало свой первый день
рождения. Полгода совместной работы увенчает тур МОРАНА, который закончится
спектаклем в Нижнем Новгороде 1 декабря. В клубе Fidel состоится самый большой
концерт в истории Чайки|Грязь; как поделился с нами Никита, постановку к этому
событию предстоит обновить.

БЕСЕДОВАЛА ЕКАТЕРИНА БАЛЯБИНА
ФОТОГРАФИИ ЯНЫ ЗЕЛЕНЬ

комментарии