Плейлист Дани Альшевского: «Есть музыкальные произведения, от энерговсплеска которых пробиваются не только мурашки на коже, но и желание действовать, создавать»

#Люди
15 мая 2018. 14:46

Сегодня своими любимыми композициями с нами поделился Даниил Альшевский, вокалист и лидер группы Hyggelig, идейный вдохновитель фестиваля «Комната в овраге».

Если взять за основу описания каждой из композиций конкретно факт изменения сознания и музыкального мировоззрения после прослушивания, тогда, пожалуй, если взглянуть в прошлое, можно найти в памяти тревожные, но приятные моменты. Это происходит не слишком часто, и уж точно невозможно обнаружить периодичность таких явлений. Когда слух ловит музыку или звуки, рождающие каскад ассоциаций и гормональный всплеск, подобно чувству влюбленности, на коже выступают мурашки, дыхание учащается либо вовсе пропадает, а внутренний диалог почти останавливается.

Я таких случаев у себя могу пересчитать по пальцам обеих рук и очень ценю эти внезапные радости.
Но нужно отметить, что это не подборка лучших треков любимых исполнителей. У них есть более зрелые композиции, они сложнее по своей структуре или эмоциональнее. По-хорошему, вообще не следует знакомиться с исполнителем по одному лишь треку, так как настоящий артист пишет альбом и продумывает порядок треков совсем не просто так.

Sigur Ros — Staralfur

Эта композиция попала мне в голову, когда я учился в школе, лет, наверное, в 16. Помню, я был тогда в самом начале своего музыкального пути и еще не начал исследовать, какие музыкальные приемы и каким образом влияют на человеческие эмоции. Недостаток знаний и опыта вместе с этим музыкальным произведением уронили меня в очень странный и противоречивый эмоциональный котел, где я варился около месяца.

Всего одна песня стала для меня головоломкой, вызывающей слезы счастья и горя. Сам факт существования произведения явился радостью оттого, что вызывать такие эмоции музыкой все-таки возможно, и одновременно мне было нестерпимо грустно оттого, что я понятия не имел, как создать нечто подобное. В будущем я все понял, но то время запомнил, кажется, навсегда.

Peter Broderick — Games Again

Где-то лет до восемнадцати я очень любил слушать музыку засыпая. Это было чем-то вроде затейливой лестницы, которая по моему желанию меняет свой вид, чтобы я спустился в сон по-новому. Выбор был бесконечен, мозг требовал любой музыки, поглощал даже то, что музыкой, наверное, не может считаться в общепринятом понимании.

Однажды мне попалась композиция, которая всеми своими шорохами, скрипами и другими посторонними для музыки звуками сумела родить в воображении вполне отчетливую картину настоящего камерного концерта, который сумели зафиксировать и передать с эффектом полного присутствия. Хоть я и знал тогда, как выглядит этот музыкант, подобное было для меня совершенно новым опытом.

В будущем это натолкнуло меня на мысль о том, что аудиопространство в музыкальной композиции — это отличный инструмент для творчества, который можно исследовать бесконечно и не только в формате студийной записи.

Peter Broderick — Games Again

Где-то лет до восемнадцати я очень любил слушать музыку засыпая. Это было чем-то вроде затейливой лестницы, которая по моему желанию меняет свой вид, чтобы я спустился в сон по-новому. Выбор был бесконечен, мозг требовал любой музыки, поглощал даже то, что музыкой, наверное, не может считаться в общепринятом понимании.

Однажды мне попалась композиция, которая всеми своими шорохами, скрипами и другими посторонними для музыки звуками сумела родить в воображении вполне отчетливую картину настоящего камерного концерта, который сумели зафиксировать и передать с эффектом полного присутствия. Хоть я и знал тогда, как выглядит этот музыкант, подобное было для меня совершенно новым опытом.

В будущем это натолкнуло меня на мысль о том, что аудиопространство в музыкальной композиции — это отличный инструмент для творчества, который можно исследовать бесконечно и не только в формате студийной записи.

 

Max Richter — Maria, The Poet (1913)

Знакомясь, слушая и познавая различную музыку, я до определенного момента не придавал значения такому явлению, как синтез музыки и поэзии. Это был тот возраст, когда еще не знаешь слова «синергия» (прим. ред. — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов).

Однажды я услышал произведение, которое было создано исключительно методом чувственного восприятия. Музыка там была в тени, впрочем, голос чтеца тоже не сильно выделялся, но вместе они позволили иным образом взглянуть на стихотворение Марины Цветаевой и получить огромный пласт новых впечатлений.

Мне до сих пор очень интересно, знает ли композитор наш язык и способен ли он оценить свое (наполовину) творение на двух языках?

 

Tool — The Pot

С раннего детства я привык к рок-музыке. С годами пристрастия менялись, в школе мы с друзьями слушали и искали агрессивную по своему звучанию музыку, но почему-то критериями все равно оставались красота и сложность исполнения, а также творческий замысел. Просто эмоциональные, эпатажные или экспрессивные скрежеты и выкрики несут в себе смысл, если у группы есть манифест, буквально как у художника, но это большая редкость, в основном рок-настроение — это лишь проявление людских гормонов.

Среди многих музыкантов, использующих педали перегруза и двойную педаль, один коллектив, на мой взгляд, делает это исключительно рациональным и выверенным образом. Я не слышал всей музыки Земли, но если говорить о симпатиях, то группа Tool привлекает меня прежде всего тем, что эмоциональность в их музыке находится под особым продуманным контролем. Это, мне кажется, большое искусство.

 

Animals As Leaders — The Brain Dance

Если уж говорить о полностью осознанном выборе музыки на сегодняшний день, на ум приходит в первую очередь не что-то именно звучащее приятно, но то, что представляет собой особый симбиоз сложности, почти научного, точно выверенного подхода и полета мысли с полным отключением привычных логических рядов сознания.

В этом случае, конечно, можно вспомнить о Рихарде Вагнере и его работах, но почему-то в этот плейлист мне захотелось включить современников. Трио Animals As Leaders временами исполняют тяжелый математический металл, но в этой композиции они показывают, что способны на куда более грандиозные вещи.

Agent Fresco — Bemoan

На тот момент, когда мы с товарищем собрали не первую, но уже более или менее серьезную группу, я слушал совершенно разную музыку. В списке воспроизведения могли соседствовать исландские эмбиентные переливы, неоклассика и неофолк, хип-хоп, тягучий пост-метал и эмоциональный скримо.

Но лишь один коллектив из мне известных сумел объединить в своем звучании почти все, что я слушал и хотел бы слушать в то время. Это было настоящее открытие, которое не прекращало радовать своей новизной до тех пор, пока я не прослушал по несколько десятков раз каждую композицию. И даже потом, по прошествии времени, когда я возвращался к их музыке, совершенный баланс чувственности и грубости, грува и мелодизма, профессионализма и разнузданности впечатляли почти так же сильно, как и в первый раз.

В творчество Agent Fresco можно погружаться бесконечно долго, если их звучание и музыкальное мышление придутся вам по вкусу.

Arcane Roots — Arp

Так вышло, что этот плейлист составлен практически в хронологическом порядке. Первый трек я услышал около восьми лет назад, а последний — буквально в конце прошлого года. Для коллектива, исполняющего довольно тяжелую музыку, часто является невозможным сочинить нечто, что совмещало бы в себе сразу несколько жанров и стилей и звучало при этом органично. До прослушивания их работ мне казалось, что фальцет и расщепление в одном треке — вещи несочетаемые.

Эти ребята умудряются начинать песни на легких синтезаторах и драм-машинках, а заканчивать с двойной педалью и перегрузом, срываясь в математический металл и оставаясь при этом очень напевными и мелодичными. В результате этот коллектив поселился в моей голове больше, чем на полгода, что происходило за всю жизнь лишь несколько раз.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛ АНТОН КАЛИНИН

комментарии