
Многие из зрители знакомы с таким монстром, как Годзилла, который уже на протяжении шестидесяти лет разрушает здания больших городов и сражается с невероятными чудовищами. Но мало кто задумывался, что даже у таких монстров есть свое название — «Кайдзю».
В переводе с японского означает «монстр»/»чудовище» либо «необыкновенный зверь». Как правило, он имеет огромные габариты, невероятную силу и даже может обладать удивительными способностями, будь то огненное дыхание или испускание смертоносного лазера из глаз.
Удивительно, но основоположником кайдзю эйга является вовсе не Япония, а США. Впервые гигантский монстр появился в образе доисторического примата в голливудской кинокартине «Кинг-Конг» 1933 года. Спустя 20 лет в 1953 году в прокат вышел ещё один знаковый американский фильм на основе рассказа Рея Брэдбери — «Чудовище с глубины 20 000 саженей».
«Кинг-Конг» 1933 года
Местный кайдзю — Редозавр — доисторический ящер-исполин, который очнулся от многомиллионного сна после взрыва атомной бомбы в Арктике, готовый уничтожить всё на своём пути.
Этот фильм послужил для создания аналога в Японии — киноленты «Gojira» (годзира), более известного как «Годзилла». После выхода в 1954 году лента снискала особую популярность в Японии, и история про доисторического ящера-мутанта получила множество продолжений, которые снимаются до сих пор.
В сиквелах Годзилла сражался не только с вооружёнными силами человечества, но и с громадной бабочкой Мотрой, драконом Кинг Гидорой, механической версией самого себя, а также не раз встречался с Кинг-Конгом.
Права на Годзиллу принадлежали «Toho Studios», которая была монополистом жанра кайдзю до 1965 года. В середине шестидесятых на голубых экранах появился новый монстр Гамера от компании «Daiei Studios», который имел схожее происхождение, что и Годзилла, но был похож на черепаху. Шестидесятые негласно называют «золотым веком» для жанра кайдзю, а Годзиллу — его королём, но чрезмерная «изжёванность» сюжета не пошла на пользу этим фильмам.
Получилось так, что запад не очень стремился делать подобные киноленты вплоть до нулевых, хотя Стивен Спилберг показал нам, что большие ящеры из «Парка Юрского периода» могут окупить себя в прокате и принести создателю три премии Оскар. Но то было не кайдзю, так как роль гигантского разрушителя досталась тираннозавру, а не вымышленному монстру.
После выхода таких фильмов, как «Чужой» и «Челюсти», киноленты о монстрах приобрели совсем другой оттенок — в сторону большей реалистичности, меньшей масштабности и с обязательным наличием саспенса (напряженной обстановки). И хотя сиквелы про Годзиллу всё ещё выходили, большого, как прежде, ажиотажа они не вызывали.
В конце восьмидесятых были выпущены две картины про ящера, которые вывели жестокость гиганта на новый уровень при помощи продвинутых спецэффектов. Но в прокате эти фильмы собрали очень мало денег.
Тогда кинокомпания «Sony» решила сделать ремейк и адаптировать Годзиллу для Запада. Для этих целей студия пригласила Роланда Эммериха, на тот момент многообещающего режиссера, из-под руки которого на тот момент вышел культовый «День независимости».
От новой Годзиллы для западной аудитории продюсеры хотели такого же масштабного и громкого экшена, как от предыдущей ленты Эммериха. Но в итоге фильм был разгромлен критиками и не сыскал большой любви у зрителей, что повлияло и на кассовые сборы.
В девяностых «Daiei Studios» решили пробудить свою черепаху после пятнадцатилетнего сна, и в 1995 году вышел фильм «Гамера: Защитник Вселенной», который был хорош во многих отношениях. Критики хвалили картину за игру актёров, отличную визуальную сторону и мрачную атмосферу.
Если в 80-90-х гг. на большом экране дела кайдзю шли не очень хорошо, то на телевидении как раз наоборот: сериалы становились очень популярными. В них группа подростков получает невероятную силу для сражения с неведомыми существами. Как правило, в их распоряжении находится огромный робот, который помогает расправляться с дайкайдзю и с кайдзинами.
Компания «Saban» в середине девяностых успешно перенесла на Запад, а позднее и в Россию тематику этих сериалов, и впервые многоэпизодное токусацу было показано в нашей стране — это были «Могучие рейнджеры».
В начале нового тысячелетия дайкадзю всё также продолжают разрушать города, но уже не так рьяно, как в прошлом. Фильмы не отходят от основной концепции и канонов, совершенствуясь лишь в своей визуальной составляющей. Популярность таких кинолент сходит на спад из-за своей низкой востребованности и окупаемости в прокате. Даже такой гигант, как Годзилла, исчезает на целое десятилетие с больших экранов. После японской картины в 2004 г. «Годзилла: Финальные войны» ящер вновь пробуждается лишь в 2014 г. в американском ремейке, собравшем в мировом прокате полмиллиарда долларов.
Начало второго десятилетия двухтысячных стало настоящим возрождением «кайдзю». Среди современных фильмов в этом жанра можно отметить «Тихоокеанский рубеж» режиссёра Гильермо дель Торо, где человечество вынужденно сражаться с монстрами, появившимися из водных недр, и «Конг: Остров черепа». Эти фильмы в среднем собрали по полмиллиарда долларов, что позволяет студиям в дальнейшем активно штамповать сиквелы.
Так, в планах студии уже есть идея показать зрителям эпичное столкновение огромного примата и доисторического ящера, но это будет только после выхода ленты «Годзилла-2» в 2019 году. Очевидно, что нас ожидает в будущем настоящая «западная кайдзю-вселенная», в которой появятся и другие монстры, как Мотра и Кинг Гидора.
Возможно, от киновселенной по мотивам комиксов «Marvel» кинолюбители экшена смогут увидеть нечто «огромное». Стоит сказать, что предпосылки к фильмам жанра кайдзю появлялись и в предыдущих картинах. Сразу вспоминается первая часть «Мстителей», когда на Нью-Йорк из космического пространства напали инопланетные твари.
Кроме того, по просторам интернета уже гуляет фанатская теория о том, что после «Войны бесконечности» команда Мстителей встретится с новой угрозой, которой будет Фин Фан Фум — огромный дракон до 30 метров ростом.
На первый взгляд, картины кайдзю эйга имеют сходство с фильмами-катастрофами: люди объединяются перед одной глобальной опасностью и пытаются всеми силами её преодолеть. Разрушения, которые вызваны чудовищами, без преувеличения могут быть приравнены к тайфунам, землетрясениям, цунами. Масштабность происходящего приковывает свой взгляд, и мы можем только сопереживать людям, попавшим в эпицентр событий. Это, пожалуй, одна из ключевых особенностей кино подобного жанра, которую режиссёры пытаются передать наиболее достоверно.
Образы кайдзю с шестидесятых годов остались почти неизменными. Это всё те же динозавры, гориллы, драконы и бабочки. А вот их внешний вид постепенно эволюционировал, навевая нам с каждым десятилетием всё больше страха.
Сейчас фильмы-кайдзю снова набирают небывалую высоту, даже несмотря на то, что сюжетная часть почти не меняется и мы всё это видели ранее. Да и к чему таким лентам лихо закрученная история, когда на экране гигантские монстры разносят всё в пух и прах? Мы смотрим эти фильмы ради развлечения, масштабности действия, спецэффектов и надеемся, что такой аттракцион под названием «кайдзю» будет радовать нас очень долго, ведь все предпосылки к этому имеются.
— токусацу («спецэффекты») — фильмы или сериалы с большим использованием спецэффектов. Самый известный пример для российского зрителя — сериал «Могучие рейнджеры».
— дайкадзю («огромный необыкновенный зверь»). Префикс дай- подчёркивает «большой» статус монстра: Годзилла, Мотра (большая бабочка) и даже Кинг-Конг;
— кайдзин — человекоподобный монстр, обычно разумен. Примером может послужить почти любой персонаж из токусацу, что сталкивается с главными героями из серии «Могучих рейнджеров», а также Человек-муравей из киновселенной «Marvel», который может достичь огромных размеров.
— кайдзю эйга («эйга» — фильм) — полнометражное кино с участием гигантских чудовищ.
АРТЁМ СОЛОПАЕВ
комментарии